В последнее время наблюдается тенденция к бурному количественному увеличению автомобильного транспорта. Современный автомобильный транспорт является носителем повышенной опасности. Часто это происходит из-за технически неисправного состояния транспортных средств (далее ТС). В системе «человек – автомобиль – дорога – среда», автомобиль, как подсистему можно рассмотреть с точки зрения объекта, подвергающегося техническому обслуживанию и ремонту. Надежность автомобиля, а вместе с тем и его безопасность, определяется отсутствием внезапных отказов в системах автомобиля.

Техническим обслуживанием (далее ТО) является комплекс операций по: поддерживанию подвижного состава в работоспособном состоянии; обеспечению надежности и безопасности движения; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.

В соответствии с ФЗ N-196 «О безопасности дорожного движения», техническое состояние и оборудование ТС, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию ТС, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев ТС либо на лиц, эксплуатирующих ТС.

Требования безопасности к техническому состоянию подвижного состава и методы проверки устанавливаются государственными стандартами, правилами дорожного движения и другими нормативно-техническими документами.В ФЗ N-196 сформулированы основные требования, касательно проведения ТО и ремонта ТС в целях содержания их в исправном состоянии, но зачастую, ТС прошедшие ТО и ремонт, не отвечают требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении. В ГОСТ Р 51709-2001 указаны основные требования, предъявляемые к техническому состоянию систем, отвечающих за безопасность транспортных средств и методы их проверки.

Подвижной состав с неисправными составными частями, состояние которых не соответствует установленным требованиям безопасности, не должен выпускаться на линию.

Несоблюдение требований приводит к тому, что снижается безопасность ТС и не обеспечивается безопасность дорожного движения. Во многом это связанно с низким уровнем услуг, оказываемых станциями технического обслуживания (далее СТО). В ФЗ N-196 говорится о том, что юри-дические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по ТО и ремонту ТС, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами, но в виду того, что в настоящее время преобладает большинство СТО «гаражного» типа, оказывающих услуги, не входящих в область аккредитации, данные нормы и правила не соблюдаются. Связанно это с тем, что данные СТО имеют универсальную специализацию и в большинстве случаев не имеют специализированного, сертифицированного, поверенного оборудования для проведения технического обслуживания автомобилей, при этом требования к технической эксплуатации имеющегося технологического оборудования, часто не выполняются. Большого внимания требует вопрос по соответствию квалификационным требованиям предоставляемых к персоналу занимающихся выполнением операций по техническому обслуживанию и ремонту. К качеству услуг должно предъявляться первостепенное значение. В соответствии с постановлением Правительства N 290, качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству этих услуг.

Качество проведения ТО и ремонта, во многом зависит от организации технического контроля на протяжении всего технологического процесса. На многих СТО система контроля несовершенна, а порой вовсе отсутствует. Все эти проблемы приводят к оказанию некачественных услуг, которые в свою очередь могут повлечь за собой серьезные последствия. В УК РФ прописано, что недоброкачественный ремонт ТС и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, повлекший за собой серьезные последствия, может грозить лишением свободы – до 7 лет. Как показывает статистика, лишь 23% владельцев негарантийных автомобилей обращаются за услугами по обслуживанию и ремонту к официальным дилерам. Остальные 32% опрошенных (из 3000 чел.) начинают обслуживать свой автомобиль самостоятельно, 21% обращаются за помощью к знакомому механику-частнику, а 24% делают это на независимых СТО.

Проблема некачественных услуг, предоставляемых сервисами, приводит к тому, что автотранспортные предприятия эксплуатирующие подвижной состав и не имеющие собственной производственно-технической базы для проведения ТО и ремонта, вынуждены осуществлять данные операции, на базе автообслуживающих организаций, на договорной основе. В соответствии с ФЗ N-196, эксплуатация ТС запрещается, при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

В КоАП РФ прописано, что выпуск на линию ТС, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, влечет за собой штраф должностному лицу, в размере 5000-8000 руб.

Как показала личная практика, на современных СТО, проблемы, описанные выше, встречаются достаточно часто, халатное отношение персонала и некачественно оказанные услуги СТО по ТО и ремонту, приводят к снижению безопасности ТС.