В крупных индустриальных городах с каждым годом значительно растет число автомобилей личного и общественного пользования, а улично-дорожная сеть же, напротив, увеличивается непропорционально медленно. Как следствие возникают заторы и увеличивается процент дорожно-транспортных происшествий, то есть снижается безопасность на автомобильных дорогах.

Город Тюмень не стал исключением, по уровню автомобилизации он занимает 9 позицию, обогнав по значению Москву и другие крупные города. С 2004 по 2016 год количество автомобилей на 1000 жителей увеличилось более чем в 2 раза (203,7-423,8).

Недостаток парковочных мест – одно из слабых звеньев структурирования уличной дорожной сети города. Существующие паркинги не пользуются должной популярностью у населения, хотя следует отметить что спрос превышает предложение более чем на 53%, основной причиной является альтернатива в виде образования «диких» парковок, которые самоорганизуются в нарушение правил дорожного движения и создают аварийно опасные ситуации на дорогах общего пользования.

Во избежание критичных последствий во многих странах и городах с 1990 годов начали применять политику платного парковочного пространства. В Америке платные парковки существуют с 20-х годов прошлого века, в Европе – с 60-х. По результатам исследований было выявлено, что эта политика способствует увеличению скорости движения в каждом из городов на 5-10%, примерно на 20% снижается и так называемый «блуждающий» трафик, в дополнение к этому введение платы за пользование парковочными местами подстегивает людей пересаживаться с личного на общественный транспорт (по результатам наблюдений в среднем этот процент варьируется от 5 до 10).

Для определения стоимости пользования паркингами разрабатыва-ются специальные методики, которые включают в себя ряд параметров, влияющих на градацию цен за паркинг место.

В настоящее время в городе Тюмень расчет стоимости оплаты парковочного места производится основываясь на усреднении цен на близлежащих аналогичных паркингах, в соответствии с постановлением Администрации города от 25.04.2016г. №104-пк.

Для определения начальной стоимости платных парковок в городе Тюмени определенно проводить расчет на основании данных исследован-ных с пяти ближайших платных парковок.

Данная методика рентабельна для городов и районов с высокой конкурентной способностью, т.к. она позволяет выбирать наиболее удобное месторасположение паркинга с незначительной разницей в цене.

При детальном рассмотрении в данной методике можно наблюдать назначение цен без учета важных переменных значений, оказывающих влияние на стоимость, например, таких как: затраты на строительство, ремонт и содержание паркинга, территориальное расположение, загрузка, тип и грузоподъемность транспорта и другие. Основными являются стоимость строительства и последующего ремонта и содержания.

В связи с этим необходимо провести анализ существующих методик определения стоимости пользования платным парковочным пространством
с целью разработки наиболее рациональной методики.

Рассмотрим некоторые из существующих методов.

 

В Тюменской методике не учитывается стоимость строительства, содержания, ремонтов, модернизации. Так же отсутствует территориальное зонирование. Кроме того, в стоимость заложен базовый размер платы, что делает стоимость пользования платными паркингами максимальной, и требует дополнительных перерасчетов при изменении тарифных ставок.

Но так же имеется ряд достоинств:
1. Учет типа и грузоподъемности транспортного средства;

2. Учет процента загрузки парковки во времени;

3. Учет процента превышения загруженности дорог общего пользо-вания в зависимости от периода времени в рабочие дни.

В некоторых других городах используются методы, которые аналогично способу, применяемому в Санкт-Петербурге и Тюмени не учитывает стоимость строительства, ремонта, эксплуатации, модернизации и т.д. В отдельных зарубежных городах и районах также пренебрегают вышеуказанными значениями.

 

В городе Урай используется методика расчета, похожая на методику, применяемую в Новосибирске.

 

Помимо достоинств присущих методике города Новосибирск, также в расчет включены затраты на текущий ремонт, обустройство и модернизацию и введен поправочный коэффициент благодаря которому возможна дифференциация стоимости в зависимости от типа и грузоподъемности транспортного средства.

Недостатки аналогичны предыдущей методике.

В города Михас (Mijas) район Пенья (Penya), Испания (España) Королевским Законодательным Указом 2/2004 от 5 марта (статья 57) была определена методика назначения стоимости пользования платными обще-ственными паркингами.

В ходе анализа методики определения стоимости парковочного места в городе Михас были выявлены следующие недостатки:

1) Не учитывается стоимость строительства, эксплуатации, ремонтов, содержания, модернизации и т.д.

2) Не учитывается грузоподъёмность, тип и класс транспортного средства;

3) Не учитывается тип паркинга.
В свою очередь данная методика имеет такие важные достоинства
как:
1. Учет процента загрузки парковки по времени суток;
2. Учет территориального зонирования;

3. Учет зонирования фракций парковки по максимально возможному времени паркования.

Большое значение в регулировании цен на пользование платными паркингами с экономической точки зрения является территориальное местоположение и процент существующей и прогнозируемой загруженности потенциального паркинга. Далее анализируются методики, которые учи-тывают основополагающий фактор в виде стоимости строительства.

 

В зарубежной практике была проанализирован процесс назначения цен на территории применяемая на территории Канады. Там не существует системы принятия официального постановления об определении стоимости, их методика заключается в пользовании единой схемы исчисления затрат и прибыли.

В ходе анализа методики определения стоимости парковочного места в городе Виктория были выявлены следующие достоинства:

1. Учитывается изменение себестоимости парковки и стоимости одного паркинг-места в зависимости от типа парковки;

2. Учитываются затраты на содержание и модернизацию парковок за расчетный период;

3. Учитывается площадь, занимаемая парковкой;

4. Учитывается расчетный процент загрузки парковки;

5. Стоимость, определяемая по данной методике ориентирована на восстановление затраченных денежных средств в течении расчетного срока окупаемости, а также на получение заложенного процента прибыли;

И недостатки:
1. Не учитывается дифференциация стоимости в зависимости от типа и грузоподъемности ТС.
2. Не учитывается территориальное зонирование.

По результатам анализа были выявлены достоинства и недостатки каждой методики, способ расчета стоимости пользования платным парковочным пространством, используемая в Виктории (Канада), наиболее полно учитывает комплекс затрат (за счет использования целого спектра фак-торов, влияющих на себестоимость паркинг-места) и позволяет наиболее точно оценить прибыль от реализации парковочного места.

Поэтому, с точки зрения экономической оценки, целесообразно использовать данную модель расчета относительно рассматриваемого парковочного пространства в г. Тюмени. Тем не менее и в данной методике присутствуют недочеты такие как, отсутствие критериев территориального зо-нирования, которое включено в расчет расходов на строительство, содержание и т.д., а также отсутствие дифференциации стоимости по типу и грузоподъемности автотранспортного средства, которые необходимо ис-править и доработать путем добавления расчетных поправочных коэффициентов.

В дальнейшем будут рассчитаны численные значения стоимости пользования паркинг местом по усовершенствованной формуле и также добавлено описание территориальной принадлежности