Руководитель любого предприятия, имеющий на балансе транспортные средства или целый автопарк, сталкивается с вопросами правильной организации и соблюдением правил по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД). Задуматься над разработкой и утверждением плана мероприятий по обеспечению БДД побуждает как проверка надзорных органов, так и приобретение (аренда) нового подвижного состава. А это означает, что появляется необходимость в поиске новой штатной единицы, грамотно специализирующейся в данном вопросе. В некоторых случаях поиски расширяются до целого отдела или службы обеспечения БДД. Данное пополнение сулит явное увеличение расходов предприятия на оплату труда работников. Одним из выходов в данной ситуации это передача контроля другой организации, которая специализируется в данном вопросе и готова на себя взять всю ответственность.

«Аутсорсинг» является термином, от английских слов «outside», «resource» и «using» и обозначает передачу услуг третьей стороне. Впер-вые термин был использован американскими менеджерами больших за-падных концернов. Единый термин аутсорсинга еще не введен, но у боль-шинства авторов существуют сходства в том, что под ним следует пони-мать передачу непрофильного вида деятельности одной компании на управление другой компании, специализирующейся в соответствующей области.
Логистический аутсорсинг (транспортный аутсорсинг) — подразумевает под собой передачу непрофильного направления бизнес-процесса одного предприятия (логистика и транспортировку грузов) в управление другой компании (транспортно-логистической), логистическому оператору (провайдеру). Т.е. организация занимающейся транспортировкой и доставкой грузов, берет на себя часть или полностью управление по складированию и транспортировке продукции предприятия.

В качестве примера использования инструментов логистики рассмотрим уровни транспортной логистики:

1PL — автономная логистика, все операции выполняет сам грузовладелец;

2PL — оказание традиционных услуг по транспортировке и управлению складскими помещениями;

3PL — расширение стандартного перечня услуг нестандартными (складирование, перегрузка, обработка грузов и. т. д.), использование субподрядчиков;

4PL — интеграция всех компаний, вовлеченных в цепь поставок;

5PL — управление всеми компонентами, составляющими единую
цепь поставки грузов, с помощью электронных средств информации.

3PL, 4PL, 5PL логистические операторы — это вычислительное устройство логистических процессов высокого уровня, когда вся цепочка поставок контролируется и управляется одним опытным провайдером. Операторы такого типа чрезвычайно востребованы на конкурентных рынках и их услугами пользуются транснациональные корпорации. Предприятия, пользующихся услугами 4PL-провайдеров, большое множество, это такие как, Toshiba, Sony, автомобильные компании (Daimler Chrusler, Ford) и др. В России успешными мировыми партнерами логистического аутсорсинга являются, такие, как DB Schenker, ItellaNLC, Kuehne+Nagel, DHL, UPS, TNT и др.

По мировым меркам в России транспортно – логистический аутсорсинг слабо развивается по сравнению с другими странами. В зарубежных странах уже давно пользуется хорошим спросом передача непрофильного вида деятельности на аутсорсинг — в США составляет — 80% компаний, в Европе – 60 %, Китае более 50%. На территории РФ этот показатель не выше 36%.

Говоря про продвижение транспортно — логистического аутсорсинга в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др.), то наиболее развито направление в ИТ-аутсорсинг, специализирующийся на абонентском обслуживании. А так же аутсорсинг компьютерной техники, коммуникационного и офисного оборудования. Не менее популярен аутсорсинг услуг безопасности, систем корпоративной антивирусной защиты, разработка специализированного программного обеспечения.

В ходе анализа рынка транспортно-логистических услуг, были выявлены многочисленные несоответствия. А именно заявленные компанией услуги логистического аутсорсинга, как таковые в действительности они предоставить, не способны. Было опрошено более 15 организаций, на официальном сайте которых, был изложен многочисленный спектр логистических услуг. В этот спектр также входил транспортный аутсорсинг. Из всех компаний только две в действительности могли предоставить данную услугу.

Сравнение тарифов компаний, задача из нерешенных, так как единых норм формирования тарифа не существует. Технология оказания услуг напрямую зависит от характеристик груза, величины грузопотока, структуры цепи поставок, количества подвижного состава. Оператор (провайдер) учитывает объемы поставок, складирование и хранение груза, а так же многие другие показатели, подходящие именно дан-ному предприятию.

Рассмотрим конкретные проблемы развития транспортного аутсорсинга. Одной из главных причин застоя транспортно – логистического аутсорсинга, выявленной в ходе анализа рынка — это некомпетентность организаций в отношении оказания данного вида услуг. Компании, на официальном сайте которых прописан данный вид услуг, главным образом не представляют, что на самом деле подразумевает под собой эта услуга. Они отождествляют это с обычной транспортировкой груза по заявке или заказу клиента.

И как показал анализ, эти компании не в силах предоставить долгосрочные отношения, а значит, и взять на себя ответственность по передаче логистического отдела компании-клиента. Более того, диспетчеры – операторы из некоторых организаций, в целом не знали о том, что такое аутсорсинг и что они предоставляют данную услугу, ссылаясь на то, что, услуга введена недавно и проработана не до конца. Лишь две компании отвечали настоящим требованиям аутсорсинга, и могли в действительности предоставить качественные услуги и создать долгосрочные отношения с производственным предприятием.

Следующая причина застоя аутсорсинга состоит в том, что предприятие, непрофильной деятельностью которого является логистика (транспортировка грузов), не знает, что аутсорсинг – это возможность передать второстепенный вид деятельности квалифицированным специалистам. К таким организациям относятся производственные и коммерческие предприятия.

Компания – аутсорсер возьмёт на себя всю ответственность логистического деятельности, предоставив опытных и квалифицированных диспетчеров, водителей – экспедиторов. Более того своевременно подаст подвижной состав и обеспечит складами, необходимыми для осуществления производственной деятельности.

Вторая не менее важная причина, которая вытекает из выше перечисленного, это – страх. Страх передавать непрофильного процесса сторонним организациям. Клиент боится потерять контроль своего отдела логистики, раскрыть конфиденциальную информацию, финансовые архивы и т. д.

Важно знать, что все условия и требования предприятия клиента оговариваются и прописываются в договоре. В интересы аутсорсера не входит разглашение конфиденциальной информации клиента, в противном случае она несет риски, – потеря клиента, ведет к снижению репутация, а значит и спроса. Другие клиенты не станут работать с провайдером с нечистой репутацией. Также компания-аутсорсер предоставляет полный контроль и отчетность, держит в курсе дела руководителя предприятия.

Чаще всего в высокопрофессиональные аутсорсинговые организации создают центр компетенции, – это особая структурно-организационная единица компании, главными функциями которой является, контроль важ-ными информационными данными и логистической деятельности, для накопления знаний и нахождения способов их эффективного применения.

В него могут входить грамотные сотрудники: аналитики, специалисты ИТ-отдела, коммерческий отдел и т. д.

Центр необходим для снижения рисков при работе с новой клиентурой и отвечает за принятие своевременных, конкретных и важных организационных решений.

Чувство недоверия и страха присутствует и у аутсорсера. Для оказания услуг необходимо не малое количество финансовых ресурсов. Провайдерам необходимо создавать собственную складскую недвижимость. Также необходимы денежные расходы для увеличения клиентской базы и подбора квалифицированного персонала.

В рамках данного анализа можно сделать вывод, что транспортный аутсорсинг только начинает зарождаться, и есть риски, что у компаний нет необходимых практических знаниях и финансовых запасов.

Нельзя исключить, тот немало важный факт, что существует риск, который относится к материальному ущербу, например, протечки коммуникаций, пожар, проблемы в электрических сетях. К ним можно отнести и недостачу, по невнимательности или безответственности сотрудников. Во всех этих случаях ответственность в данной области несет аутсорсер. Более того, компания несет ответственность за соблюдение правил по обеспечению безопасности дорожного движения (БДД).

Также разрабатывается и утверждается план мероприятий по обеспечению БДД. Надзорные органы проверяют данный документ, который должен обновляться раз в год, в зависимости от специфики предприятия и др. Нельзя забывать и о том, что аутсорсер обязан следить за выпуском исправного подвижного состава на линию, а также проводить регулярные работы техосмотра. К управлению автомобиля допускаются исключительно обученных, имеющих соответствующую квалификацию грузоперевозчиков. Кроме того, водители – экспедиторы обязаны проходить предрейсовый медосмотр.

Нужно отметить, что логистический аутсорсинг считается нововведением, и как любое новшество оно требует прохождение стадий подозрения и недоверия. И лишь в последующем, при подпитке необходимыми знаниями, появится возможность применять их в практической деятельности предприятия.

Организации из крупных городов России, которые сумели успешно применить знания в логистической деятельности, успешно развиваются и на сегодняшний день: ГК «Н-Транс», Транспортную Группу FESCO, «Евросиб СПБ-ТБ», новороссийскую ГК «Дело», «Дальневосточную транс-портную группу» (ДВТГ). В то время как в некрупных городах и областях возникаем масса проблем, таких как нехватка опытных работников и недостаток складских комплексов, необходимых для осуществления высокотехнологичного транспортного – аутсорсинга.