Во время управления автомобилем лучше не совершать ошибок – эта аксиома известна всем. Однако идеальным управлением автомобилем способны похвастаться немногие, в подавляющем числе случаев, водитель, двигаясь на автомобиле в течение 30 минут способен допускать от 10 до 15 ошибок, конечно, их опасность различна, но всё же неправильные действие и не правильное принятое решение в критической ситуации, когда на принятие решения остаются считанные доли секунд приводят к ДТП, которые могут приводить к человеческим жертвам, особенно если в ДТП участвует пешеход. Но после совершения происшествия легко указать на предпосылки, которые послужили «решающими причинами» возникновения происшествия, будь то «некачественные дороги» или «неправильная» организация дорожного движения. Для установления причин совершения ДТП Rumar и Broughton проделала огромную работу, анализируя данные, о ДТП сопоставив результаты различных исследований, способствующих факторов происшествий.

Доказано, что человеческий фактор был решающим в 68% происшествий. Учитывая человеческий фактор в совокупности с другими, такими как, например, неисправность дорожного полотна или его плохое качество, эта цифра составит 91,5%, а на современных «безопасных» дорогах ситуация существенно иная. Именно ошибки водителей в подавляющем числе случаев становятся причиной дорожно-транспортных происшествий, особенно тяжелые последствия для общества в случае наезда на пешехода-ребенка, обучение правилам дорожного движения которых, является одной из составляющих пропаганды со стороны ГИБДД. В настоящее время прогресс идёт большими темпами, который нельзя не заметить даже обыденному человеку, внедрение высоких технологий и автоматизации почти всех видов деятельности, компьютеры стали помогать человеку, как в повседневной, так и профессиональной деятельности.

Нас активно готовят к трансформации сознания. Большинство авто-концернов высказывают мнение, что 2020 год является переломным, год, когда наступит симбиоз людей и машин. Количество ДТП значительно снизится, а если дорожное транспортное происшествие всё-таки произойдёт, то уж точно без пострадавших и жертв. Справиться с непредсказуемостью человеческого фактора посодействует искусственный интеллект, который будет выполнять функцию автопилота – сегодня над этой технологией работают Nissan, Volvo, Audi, Jaguar, Mercedes-Benz, BMW, Tesla, Google даже компании Apple которая ранее специализировалась на производстве персональных и планшетных компьютеров, аудиоплееров, телефонов и программного обеспечении, занялась разработкой беспилотных автомобилей. В России же определённых успехов достигла компания «КАМАЗ», которая совместно с IT-компанией Cognitive Technologies работают над созданием беспилотного автомобиля, освещает издательство «Ведомости». Cognitive Technologies займутся созданием системы искусственного интеллекта, а «КАМАЗ» доработает и адаптирует для ее внедрения автомобиль. Ожидается, что готовый автомобиль появится в 2025 году.

Разработчики заявляют, что беспилотник российского производства будет не прихотлив, и будет эксплуатироваться и работать в различных погодных условиях, кроме предусмотренных правилами дорожного движения ситуаций, таких как плохой видимости и т.д. Автомобиль будет способен распознавать пешеходов и других участников движения, дорожные знаки, сигналы светофора и препятствия на своём пути, будет способен мыслить и самообучаться, в компьютере будут происходить процессы подобные тем, что происходят в человеческом мозге.
Руководители проекта отмечают, что зарубежные беспилотные автомобили рассчитаны на использование только в идеальных условиях, по идеальным трассам, с развитой инфраструктурой, которая будет помогать ориентироваться автомобилю в пространстве, тогда как совместный проект «КАМАЗ» подготовят для ориентации по дороге без разметки и даже по бездорожью. MatrЁshka – Российский прототип беспилотного автобуса, планируется выпуск машин для пассажирских перевозок, коммунальных служб и доставки грузов. Прототип беспилотника «MatrЁshka» проходит тестирование на территории «Сколково», такие автобусы несомненно в перспективе улучшат транспортное обслуживание населения, а также в значительной степени будут решать вопрос с парковками.

Определённо человечество нуждается в «умных» автомобилях, но прежде нужно решить ряд вопросов применительно к России. 2035 является годом, к моменту наступления которого инфраструктура нашей страны будет адаптирована и сможет принять на свои дороги управляемые роботом транспортные средства. За этой формулировкой скрывается очень многое: дорожная сеть, системы взаимодействия автомобиля с инфраструктурой, системы безопасности, штат обслуживающего персонала и т.д.

В этому надо добавить нормативное регулирование и готовность общества принять инновации.

На данный момент нет целостной картины, как подобная инфраструктура будет функционировать. Нужны ли нам беспилотные автомобили? Вопрос актуален, так как примеров массовой пользы от беспилотников в мире пока нет. Но нельзя отметить положительные стороны, которое лежат на поверхности данных нововведений, которое окупятся сполна: низкая аварийность; продуктивность людей будет увеличена; снижение стоимости грузоперевозок. С другой стороны, если и вести работу по улучшению и усовершенствованию дорожной инфраструктуры, то делать это с учётом технологии, которая с большой вероятностью вскоре завоюет цивилизованный мир.

Перед тем как люди пожелают пересесть на высокоинтеллектуальные автомобили, государству и частным компаниям предстоит проделать просветительскую работу:

  • проводить опросы общественного мнения;
  • информировать людей через средства массовой информации;
  • вводить автоматизацию управления транспортом.

Главное, чтобы все участники поняли – это не страшно и это работает. Предстоит завоевать доверие граждан, показать перспективы данного вида транспорта, а людям – привыкнуть к соседству с настоящими роботами. Но широкое распространение беспилотных автомобилей может неблагоприятно повлиять на уровень безработицы в стране. К примеру, в Индии отказываются от проведения испытаний, и тем более не будет вводить такой транспорт в эксплуатацию, чтобы не лишать водителей рабочих мест, заявил министр транспорта Никин Гадкари.

Следующая проблема заключается в недопущении «глюков», так как беспилотник представляет собой симбиоз искусственного интеллекта с функционалом автомобиля, возникает немало щекотливых вопросов. А если у человека возникнет умысел причинить вред человеку с помощью беспилотника? Что будет, если компьютер даст сбой и станет неуправляемым? Ответственность за произошедшее будут нести разработчики, но не стоит обвинять их в этом, так как это обусловлено рядом причин, хотя бы тем, что у них не достаточно опыта в этой сфере, так как это направление является новым, стопроцентных гарантий никто вам дать не сможет. Если мы не хотим уделять время на управление ТС, придётся положиться на написанным «кем-то» алгоритмам и кодам.

Например, большинство современных мультимедийных систем комплектуются и работают на канадской ОС QNX. Данная система является самой функциональной и стабильной среди ныне существующих, но есть и свои изъяны. С 2014 года алгоритмы и коды системы закрыты, и никто, кроме её разработчиков, не знает, какие возможности подвластны этой ОС. Поэтому российские разработчики Лаборатории Касперского не остались в стороне и занялись разработкой аналоговой системы. На данный момент уязвимыми считаются все ОС, которые имеют выход в интернет и развитую мультимедиа. Поэтому синонимом безопасности можно считать лишь простоту конструкции, которая, к сожалению, будет на порядок хуже по своему функционалу.

Поэтому беспилотники до определённого момента будут уязвимы, так как их принцип работы основан на взаимодействие с внешним миром через интернет. Версия QNX Car 7.0 можно сказать пронизывает автомобиль, она управляет не только музыкой, но и управляет двигателем и т.д.

Следующая проблема: атаки извне. Уже имеют место быть прецеденты. Случай произошёл в США в 2016 году, когда хакеры получили контроль над автомобилем Jeep Cherockee и заглушили его дистанционно.
Контроль был осуществлён через систему GPS, после чего был получен доступ к CAN-шине. А это уже полный контроль над автомобилем. Можно управлять системой стабилизации управления, выбирать направление движения авто, «давить» газ против воли водителя. Такие случаи заставляют задуматься о необходимости эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования.

Надо ли говорить, какой спектр возможностей откроется перед хакерами и спецслужбами, когда станет возможно самостоятельное передвижение ТС. Новая террористическая угроза во всей красе, которая откроет возможность совершения террористических актов на расстоянии, её будут охотно использовать злоумышленники для воплощения своих планов.

Опустив проблемы с непредсказуемостью ОС и атаками хакеров, актуальным является вопрос о безопасности на дорогах. Представитель ГИБДД Владимир Николаевич Кузин на одной пресс конференции заявил, что в настоящий момент не стоит говорить о принятии нормативной базы, касающейся беспилотных автомобилей, т.к., для начала, необходимо определиться по каким дорогам будет возможно движение умных автомобилей, по дорогам общего пользования или же по отдельно выделенным полосам. Рассматривается вариант, заключающийся в создании дорожной сети предназначающийся только для беспилотных ТС. Остается не ясным вопрос, какой транспорт будет эксплуатироваться.

После этого необходимо перейти к созданию или переработки инфраструктуры в соответствии с техрегламентом таких беспилотников, чтобы исключить возможность возникновения недопонимания автомобиля и инфраструктуры. Необходимо решить вопрос о финансировании проводимых работ и персонала, который будет в последующем заниматься обслуживание дорожной сети.

Что же касается страхования и ответственности, представитель Российской Ассоциации Автостраховщиков обозначил перечень проблем, которые необходимо решить.

Во-первых, страховым компаниям придётся интуитивно разрабатывать новые тарифы, так как изначально они не будут располагать никакими статистическими данными.

Во-вторых, не ясно кого считать виновным в совершении ДТП, завод изготовитель или же водителя, находившегося в тот момент в ТС. Можно так же обвинить обслуживающую инфраструктуру организацию, так кто же будет виноват? Единого мнения на этот счёт пока нет, поэтому придется пользоваться дорогостоящими экспертизами.

Хотелось бы сказать, что определённо за беспилотными автомобилями будущее. Сейчас общая протяженность дорог страны – 1,6 млн. км, из них около 914 тыс. км – местные дороги, 517 тыс. км — региональные и 53 тыс. км – дороги федеральные, для эксплуатации беспилотных автомобилей необходимо большое количество изменений в инфраструктуре, затрат ресурсов и средств, которыми России в данное время не располагает.