Процедуры лицензирования и выдачи специальных разрешений на автомобильном транспорте относят к элементам государственного управления не только в области безопасности дорожного движения, но и экологической безопасности, борьбы с терроризмом, распространением наркомании и другим противоправным действиям. Наличие лицензии и разрешения у владельца автотранспортного средства не освобождает его от выполнения других требований транспортного законодательства в отношении перевозки грузов общего назначения (аттестация лиц, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, страхованием гражданской ответственности, наличие на автотранспортном средстве тахографов). Вместе с тем, существуют дополнительные требования к перевозке отдельных грузов. Так, в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», выпускаемые в обращение транспортные средства категории M, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации наряду с перевозками пассажиров.
По состоянию на апрель 2018 года лицензии на осуществление перевозки отдельных грузов перевозчик обязан получать в разных государственных органах исполнительной власти, в соответствии с разными нормативно-законодательными актами. Отсутствие единого регламента оформления лицензии и специального разрешения при перевозке отдельных грузов на автомобильном транспорте снижает эффективность перевозочного процесса и увеличивает количество нелегальных перевозок. Исследование, направленное на систематизацию элементов государственного регулирования перевозки на автомобильном виде транспорта отдельных грузов, является актуальным.

К элементам государственного регулирования перевозки грузов на автомобильном транспорте можно отнести:

Процедуру уведомления:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (ЮЛ и ИП), имея намерение предоставлять услуги по перевозкам грузов транспортными средствами, общая масса которых составляет свыше 2,5 тонн (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) обязаны представить уведомление о начале осуществления такой деятельности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (ее территориальный орган Управление государственного автодорожного надзора в регионах).

Процедуры лицензирования:

А. Лицензированию подлежит транспортировка отходов I-IV классов опасности. Такое обязательство возникает одновременно с лицензированием предоставления услуг по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, но лицензии можно оформить отдельно по шести видам: «сбор», «транспортировка», «обработка» «обезвреживание», «утилизация» и «размещение». Лицензия на каждый вид, а в том числе и транспортировку отходов будет выдана с указанием класса опасности. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и обращаться необходимо в территориальные управления по субъектам РФ. Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления относят вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые предназначены для удаления или подлежат удалению.

Необходимо отметить, что перевозка опасных грузов на автомобильном транспорте не подлежит лицензированию, а в отношении отходов производства и потребления и степени их опасности действует классификация, которая отличается от классификации опасных грузов при их перевозке на автомобильном транспорте. Так к 3 классу опасности относятся отходы умеренно опасные. У них средняя степень вредного воздействия на окружающую среду. К этому классу опасности относят соединения марганца, серебра, никеля, меди, бензосодержащие отходы, соляную кислоту, трихлорэтилен, фосфаты, этиловый спирт и другие вещества. После их воздействия экологическая система нарушается и для ее восстановления требуется от 10 лет.

С 2000 года федеральные органы власти организуют и ведут по единой для РФ системе с участием органов исполнительной власти субъектов РФ государственный кадастр отходов, включающий в себя три составляющих: федеральный классификационный каталог отходов; государственный реестр объектов размещения отходов; банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) утвержден Приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. № 786 и представляет собой кодифицированный перечень отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. Следует иметь в виду, что перечень отходов является примерным и не исключает образование отходов с наименованием, не включенным в ФККО, например, под общим названием – «прочие коммунальные отходы», «медицинские отходы», «отходы неф-тепродуктов».

Лицензия на сбор и транспортировку отходов выдается бессрочно, размер госпошлины за выдачу лицензии составляет 7500 руб. В случае отнесения отходов к определенному классу опасного груза при транспортировке на автомобильном транспорте необходимо выполнять все требования к перевозке опасных грузах в цистернах Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, ДОПОГ/ADR с учетом ограничительного и освобожденного количества, а также с отнесением опасного груза в зависимости от номера по списку ООН к категории грузов повышенной опасности (таблица в разделе 1.10.3.1.3 ДОПОГ).

Отдельно стоит перевозка мазута, так как некоторые его марки используются в качестве котельного топлива и при производстве многих продуктов (моторные масла, кокс, битумы, смазочные масла), а иногда мазут необходимо утилизировать. Логично предположить, что перевозку мазута с целью его утилизации можно отнести к перевозке отходов нефтепродуктов и в таком случае у перевозчика должна быть лицензия Росприроднадзора. Необходимо отметить, что мазут можно проклассифицировать по ДОПОГ как UN1268, НЕФТЕПРОДУКТЫ, Н.У.К.,3 или UN3082, ВЕЩЕСТВО ЖИДКОЕ, ОПАСНОЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, Н.У.К в зависимости от физико-химических характеристик конкретной марки.
Б. Юридические лица (ИП такое право не дано) желающие осуществлять перевозки: перевозки этилового спирта (в том числе денатурат); перевозки нефасованной спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции; перевозки нефасованной спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции обязаны получить лицензию в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), можно отдельно на каждый вид деятельности. Лицензия выдается сроком на 5 лет, госпошлина составляет 500000 руб., транспортные средства должны быть на балансе у заявителя. Необходимо отметить, что СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ имеет номер 1170 по списку ООН опасных грузов (3 класс по ДОПОГ), а значит при транспортировке на автомобильном транспорте необходимо выполнять все требования к перевозке опасных грузах в цистернах Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, ДОПОГ/ADR с учетом ограничительного и освобожденного количества, а также с отнесением опасного груза в зависимости от номера по списку ООН к категории грузов повышенной опасности (таблица в разделе 1.10.3.1.3 ДОПОГ).

В. При осуществлении перевозки фармацевтической продукции ЮЛ в ИП, необходимо иметь лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, что включает и перевозку лекарственных средств, препаратов для медицинского и ветеринарного применения, но без выдачи лицензий на отдельные виды. Следовательно, использование сторонних автотранспортных средств при таких перевозках возможно по договору фрахтования транспортного средства, договору аренды или транспортная компания должна получить лицензию на осуществление фармацевтической деятельности. Лицензию выдает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) бессрочно, размер госпошлины за выдачу лицензии составляет 7500 руб. В России существует Государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС), оператором которого является Росздравнадзор.

Отдельно стоит вопрос по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений, который включает и перевозку. В России деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, и их прекурсоров, включенных в специальные перечни (I-III), подлежит лицензированию. Лицензию выдает Росздравнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ своим подведомственным организациям. Размер госпошлины за выдачу лицензии 7500 руб.

Перевозчик обязан обеспечить охрану наркотических средств, и иметь лицензию на осуществление частной охранной деятельности. Если лицензия на осуществление частной охранной деятельности отсутствует у перевозчика, то охрана наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется путем привлечения к перевозке в установленном порядке:

– подразделений войск национальной гвардии РФ или организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ;

– ведомственной охраны федеральных органов исполнительной вла-сти или организаций;

– юридического лица, имеющего лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Д. С 1 марта 2018 вступило в силу постановление Правительства РФ о лицензировании транспортировки (перевозки) ядерных материалов и радиоактивных веществ. Вид деятельности, связанный с перевозкой, сформулирован как «Сбор, сортировка, переработка, кондиционирование, транспортирование (перевозка) и временное хранение радиоактивных отходов, образующихся при использовании ядерных материалов и радиоактивных веществ в процессе проведения работ по использованию атомной энергии в оборонных целях (в местах осуществления лицензируемого вида деятельности)». Лицензирование будет осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» сроком на 5 лет. Ряд требований будет согласовываться с Министерством Обороны. До 1 марта 2018 года лицензирование осуществляла Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Необходимо отметить, что радиоактивные материалы при перевозке на автомобильном транспорте относят к 7 классу опасных грузов и при транспортировке на автомобильном транспорте необходимо выполнять все требования к перевозке опасных грузах ДОПОГ/ADR.

Е. При перевозке наличных денежных средств лицензия не нужна. Но если перевозка наличных денежных средств осуществляется в рамках инкассации, когда кроме перевозки осуществляется еще и последующее зачисление (перечисление) денежных средств на банковские счета клиентов, открытые в кредитных организациях, то необходимо получать лицензию на инкассаторскую деятельность в составе лицензии на осуществление банковских операций. В соответствии с Письмом ЦБ РФ «О перевозке наличных денег» перевозку наличных денег могут осуществлять кредитные организации, ВСП, организации, входящие в систему Банка России, уставом которых такое право им предоставлено, а также организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов. Лицензию выдает Центральный банк РФ. В структуре ЦБ РФ существует Российское объединение инкассации (РОСИНКАС).

Процедуры получения специальных разрешений на движение:

А. ЮЛ и ИП, планирующие предоставлять услуги по перевозке опасных грузов, которые входят в список опасных веществ ООН и согласно ДОПОГ относятся к грузам повышенной опасности (таблица в разделе 1.10.3.1.3 ДОПОГ) обязаны получить специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов. Для получения специального разрешения заявитель должен обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, по месту государственной регистрации перевозчика или местонахождению его филиала (территориальные управления Государственного автодорожного надзора (УГАДН) Ространснадзора). Надзорный орган проводит проверку полноты и достоверности указанных сведений, соответствие технических характеристик транспортного средства требованиям безопасности при перевозке заявленного опасного груза и принимает в случае отсутствия оснований для отказа, затем направляет владельцам автомобильных дорог, по которым проходит маршрут заявку на его согласование в уполномоченный орган владельца первой автомобильной дороги, где начнется движение. Для получения разрешения необходимо уплатить госпошлину в размере 1300 руб. Разрешение действует в течении 1 года. Отметим, что самыми распространенными грузами повышенной опасности являются: БЕНЗИН МОТОРНЫЙ или ГАЗОЛИН или ПЕТРОЛ № ООН 1203 (UN1203), ПРОПАН № ООН 1978 (UN1978), НЕФТЬ СЫРАЯ № ООН 1267 (UN1267), ГАЗОВ УГЛЕВОДОРОДНЫХ СМЕСЬ СЖИЖЕННАЯ, Н.У.К., такая как смеси А, А01, А02, А0, А1, В1, В2, В или С № ООН 1965 (UN1965), УГЛЕВОДОРОДЫ ЖИДКИЕ, Н.У.К. № ООН 3295 (UN3295).

Патроны к оружию согласно ДОПОГ и с применением условий по ограниченному и освобожденному количеству относятся к 1 классу опасных грузов и являются грузами повышенной опасности. Дополнительно на перевозку необходимо получать разрешение на транспортировку оружия и патронов по маршруту (который подлежит согласованию наряду с видом транспорта, решается вопрос о сопровождении). Разрешение выдается ЮЛ, уставами которых предусмотрено оказание услуг по перевозке оружия и патронов на договорной основе. Срок действия разрешения зависит от реального времени, необходимого для доставки оружия к месту назначения, однако он не может превышать более 60 дней. Федеральный государственного контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия осуществляет Росгвардия.

Б. ЮЛ и ИП, для осуществления перевозок грузов крупногабаритным транспортным средством и (или) транспортным средством, масса которого с грузом или без груза более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого с грузом или без груза более чем на два процента превышают допустимую нагрузку на ось, обязаны получить специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства. Допустимые габариты и масса в зависимости от типа транспортного средства, количества и особенностей осей представлены в приложениях к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.

Для получения специального разрешения на перевозку по конкретному маршруту крупногабаритного и/или тяжеловесного груза заявитель должен обратиться в уполномоченный орган владельца первой автомобильной дороги на маршруте, который согласовывает весь маршрут с владельцами всех автодорог (федеральные, региональные, межмуниципальные и т.д.). Разрешение выдается на срок до 3-х месяцев, использовать его можно на 10 поездок.

Отсутствие деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом в числе обязательных видов деятельности, подлежащих лицензированию не означает, что в отношении отдельных грузов такое требование отсутствует. Так при перевозке отходов I-IV классов опасности, этилового спирта, отдельных лекарственных средств и препаратов, радиоактивных материалов необходимо получить соответствующую лицензию.

Дополнительно к процедурам лицензирования при перевозке отдельных грузов необходимо получать разрешение на движение по автомобильным дорогам и специальные разрешения.