Уровень развития транспортной системы является одним из основных показателей состояния экономической, политической и социальной сфер государства. Наиболее распространенный автомобильный вид транспорта обеспечивает около 80% общего объема перевозимых грузов.

Наряду с положительной ролью и преимуществами автомобильного транспорта, существуют и негативные факторы, связанные с процессом автомобилизации.

К числу наиболее значимых отрицательных факторов относятся дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП), их последствия, характеризующиеся гибелью и ранениями людей.

Обстановка с аварийностью на автомобильном транспорте значительно обострилась в начале XXI века. Состояние и, в целом, увеличение травматизма участников дорожного движения за последние годы явилось основанием для отнесения задачи повышения безопасности дорожного движения к важнейшим проблемам государственного значения.
В соответствии с Федеральным Законом № 196-ФЗ первым принципом организации безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В настоящее время государство выдвигает перед дорожно-транспортным комплексом ряд определенных требований, касающихся не только улучшения качества работы, но и повышения безопасности дорожного движения, в том числе путем внедрения инноваций.

Надо отметить, что автомобильный транспорт представляет потенциальную угрозу жизни и здоровью не столько для водителей и пассажиров, сколько для наименее защищенной категории участников дорожного движения – пешеходов.

 

В основном такие ДТП регистрируются в темное время суток. Одна из основных причин этого – плохое или полностью отсутствующее освещение пешеходных переходов.

Согласно изменению № 1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», которое введено в действие с 28 февраля 2014 г., пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

Однако не все пешеходные переходы, в том числе расположенные в местах концентрации людей (магазины, кинотеатры, образовательные учреждения), соответствуют данному требованию в части наличия наружного освещения. Остро этот вопрос стоит в небольших городах и районах региона, так как обеспечение пешеходных переходов освещением от линий электропередач зачастую невозможно или в значительной мере затруднено в силу ряда технических причин и весьма существенных финансовых затрат.

Решением этой задачи может стать система освещения пешеходных переходов на солнечных батареях, не требующая подключения к электрическим сетям. Основным элементом комплекта оборудования является светодиодный светильник направленного света, оснащенный датчиком движения и освещенности.

Светильник автоматически включается в темное время суток при появлении человека в зоне пешеходного перехода и выключается через несколько минут после того как пешеход покинул его. Система значительно повышает безопасность пешеходов при пересечении проезжей части в темное время суток.

Активация системы повышает бдительность водителей, не вызывая при этом у них со временем «эффекта привыкания». Данное техническое решение не требует больших финансовых затрат при монтаже и эксплуатации, а применяемые современные технологии обеспечивают бесперебойную и надежную работу освещения пешеходных переходов круглый год при любых погодных условиях.

Ориентировочная стоимость оборудования одного пешеходного перехода системой освещения на солнечных батареях составляет 80 тысяч рублей. Однако подобные вложения рентабельны. Согласно статистическим данным в России дорожно-транспортные происшествия наносят эко-номике ежегодный ущерб равный 2,5% от ВВП, который сопоставим с вкладом в ВВП отдельных отраслей национальной экономики, например, электросвязи или лесной промышленности.

Таким образом, внедрение предложенной системы освещения на пешеходных переходах, особенно в небольших городах и районах повысит уровень безопасности людей на дорогах, сократит количество ДТП.