Автомобили можно встретить везде: на тротуарах, клумбах и газонах, спортивных и детских площадках. Жилые дома буквально осаждены припаркованными автомобилями, в то время как гаражные кооперативы приходят в упадок. Страдает инфраструктура дворов, хотя она могла бы быть более комфортной для жителей (деревья, клумбы, игровые и спортивные площадки, лавочки, арт-сооружения), пешеходы испытывают значительные сложности при передвижении, ограничивается видимость препятствий, снижается уровень безопасности движения.

Стихийные парковки автомобилей – проблема нашего времени. Они не только ухудшают экологию, но и занимают места, предназначенные для отдыха, хозяйственных нужд жителей. Заставленные автомобилями дворы давно стали «головной болью» не только жителей, но и органов государственной власти.

Одна из тенденций присущих современному обществу, это то, что гаражи становятся нужными все меньшему и меньшему числу людей, что, весьма странно, потому что число автомобилей выросло в разы. Тем не менее, этому способствует стремительное развитие рынка страхования автотранспортных средств.

Автовладельцы практически повсеместно предпочитают оставлять личный автотранспорт возле дома, что в свою очередь создает нехватку парковочного пространства, повышает аварийность, а зачастую провоцирует конфликтные ситуации в среде автовладельцев.

Рассмотрим законодательные акты в касающиеся парковки автотранспорта в дворовых территориях. Одна из законодательных новелл, которая учтена в новом Федеральном законе от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – это возможность введения платной парковки во дворах. Так, 20 декабря 2017 г. вышеуказанный законопроект № 1047264–6 был принят Государственной думой РФ в третьем окончательном чтении, 26.12. 2017 г. закон был принят на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ, 29.12.17 г. подписан Президентом РФ и опубликован: 29.12.2017 г. на официальном Интернет-портале, 31.12.2018 г. – в Российской газете, 08.01.2018 г. – в Парламентской газете.

В соответствии с новым законом, городские власти смогут вводить платные парковки во дворах жилых домов, но только по согласованию с жильцами. Местные администрации также смогут запрещать размещение платных парковок на определенных территориях – например, рядом со школами, больницами, спортивными объектами. Еще за полтора года обсуждений из правительственного законопроекта вообще убрали положение о платном въезде в города.

Сейчас закон дает региональным властям право вводить ограничения на проезд машин в зависимости от времени суток или конкретных дней, запрещать движение транспортных средств низкого экологического класса и позволяет автомобилям ФСО, Росгвардии и Следственного комитета парковаться бесплатно в любом месте города. Также документом закреплены единые требования к парковкам общего пользования. Решено вести их реестр. Прописаны правила размещения парковок, определения их зон. Данный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, а именно 30.12.2018 года.

До недавнего времени существовала практика парковки микроавтобусов (маршруток) во дворах и других, не предназначенных для этого ме-стах, в то же время как этот же транспорт днем предоставляет услуги по перевозке пассажиров по регулярным маршрутам. С 25 декабря 2017 года вступил в силу порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств утвержденного Приказом Минтранса России от 06.04.2017 г. № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств». В соответствии с пунктом 3 данного приказа предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки. Так, если до вступления в силу приказа Минтранса РФ от 06.04.2017 г. № 141 проверить техсостояние транспортного средства мог механик, мастер ОТК или другой технический специалист, то теперь законодательно закреплено, что таким лицом должен быть именно контролер техсостояния, который удовлетворяет определенными квалификационным требованиям.

Рассматриваемый приказ Минтранса РФ, безусловно, необходим для нашей страны, учитывая непростую ситуацию с аварийностью на дорогах. Приказ фактически предписывает организацию постоянной стоянки в ночное время транспортных средств общего пользования (автобусов) в специализированных местах оборудованных для проведения предрейсового технического контроля.

Это позволит освободить дворовые территории и парковки в жилых зонах от ночного хранения маршрутных транспортных средств и переместить их на специализированные места ночного хранения, оборудованного для проведения предрейсового технического контроля. Контроль же порядка ночной стоянки автобусов в ночное время возложен на органы государственного автодорожного надзора.

С точки зрения парковочных мест, в жилых зонах представленные законодательные инициативы востребованы в РФ в настоящее время, но представлены достаточно скудно. Попробуем выделить категорию населения на которую необходимо направить законодательную инициативу в части оптимизации парковок во дворах.

Среди жителей многокватрирных домов, с позиции использования транспорта, можно выделить следующих лиц, которые:

– не используют автомобиль (пешеходы, велосипедисты, лица использующие самокаты, гироскутеры и т.п.);

– используют для передвижения общественный транспорт;
– используют для передвижения служебный транспорт и такси;

– периодически используют автомобиль в качестве средства передвижения;

– активно используют автомобиль в качестве средства передвижения.

Среди жителей многоквартирных домов, активно использующих автомобиль, с позиции места для хранения автомобилей, можно выделить тех, которые:

– оставляют автомобиль на хранение в собственном или арендованном гараже;

– хранят автомобиль на специализированной стоянке;

– хранят автомобиль возле жилого дома в местах предусмотренных для парковки автомобилей;

– хранят автомобиль возле жилого дома постоянно или периодически в местах не предусмотренных для парковки автомобилей.

Из вышеперечисленного особое внимание заслуживают лица, активно использующие автомобиль в качестве средства передвижения, которые хранят автомобиль возле жилого дома постоянно или периодически в местах не предусмотренных для парковки автомобилей. В направлении этой категории лиц необходимо совершенствовать законодательную базу и механизмы наведения порядка соблюдения правил парковки автомобилей во дворах жилых домов.

При проектированию парковочного пространства дворовой территории многоквартирных домов можно предложить: организацию мест для погрузки выгрузки пассажиров и грузов (с продолжительностью стоянки не более 10-15 минут). Это позволит стимулировать владельцев иметь собственный гараж или место в паркинге. Так как те, кто оставляет свой автомобиль с вечера на всю ночь обычно (обозначенная в абзаце выше категория лиц) заранее полностью занимают все места для парковки, не давая возможности подъезда остальным.