С 4 апреля 2017 года в Российской Федерации начали действовать изменения в Правилах дорожного движения, согласно которым на автомобилях в обязательном порядке должны быть установлены опознавательные знаки, такие как «Шипы», «Автопоезд», «Перевозка детей», «Глухой водитель», «Учебное транспортное средство», «Ограничение скорости», «Опасный груз», «Крупногабаритный груз», «Тихоходное транспортное средство», «Длинномерное транспортное средство» и «Начинающий водитель». Наибольшее внимание российских автомобилистов привлекло требование к установке знака «Шипы», так как согласно Постановлению правительства от 24 марта 2017 года № 333 отсутствие знака «Шипы» относится к числу неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства.

Знак «Шипы» должен быть в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «Ш» чёрного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы – 1/10 стороны). Знак меньших размеров приравнивается к его отсутствию.

Требование по месту установки знака «Шипы» приведено в пункте 8 Основных положений, а именно, знак должен устанавливаться сзади механических транспортных средств. Таким образом, знак «Шипы» может быть установлен в любом месте: на заднем стекле (внутри или снаружи), на крышке багажника, на бампере, на задней крышке кузова, на тенте. Данный знак предназначен для информирования водителей других транспортных средств о том, что на автомобиле установлены ошипованные шины.

Большинство автомобилистов знак «Шипы» наклеивают на заднее стекло автомобиля, которое может иметь различный наклон для различных моделей. При этом видимость знака будет также различна.

Чем же мотивируют установку знака «Шипы»? Говорят, что он имеет следующее назначение:

– во-первых, для информирования других участников движения и соблюдения ими соответствующей дистанции.

Знак «Шипы» информирует других участников дорожного движения о том, что в зимний период времени автомобиль имеет колѐсную резину, оснащённую шипами. Знак предупреждает, что благодаря наличию шипов на колѐсах тормозной путь автомобиля на скользкой дороге может оказаться значительно короче, чем думают другие водители.
А, следовательно, необходимо держаться от такого автомобиля на достаточной дистанции, чтобы в случае резкого торможения не врезаться в автомобиль сзади.
– во-вторых, предостеречь автомобиль от повреждений.

Поскольку шипованная резина по-прежнему выпускается с разным качеством, вылет шипов из-под колёс впереди едущих автомобилей при их пробуксовке вполне возможен. Поэтому необходимо предупредить сзади едущих автомобилистов держаться на безопасном расстоянии.

– в-третьих, пройти техосмотр без лишних проблем.

Наличие этого знака теперь обязательно для прохождения технического осмотра автомобиля.

– в-четвѐртых, в аварии, при которой Вашей машине кто-нибудь въедет сзади, при отсутствии данного опознавательного знака могут признать вину обоюдной.

Таким образом, согласно изменениям ПДД знак «Шипы» на транспортном средстве должен быть установлен синхронно с появлением на нём шипованных колёс. Однако при этом законодательно не предусмотрена ответственность водителя за наличие знака «Шипы» при отсутствии шипов на колѐсах его транспортного средства.

Надо ещё вспомнить и о сезонном факторе. Эксплуатация летней резины в России законодательно запрещена с декабря по февраль месяцы, как, и езда на шипованной – с июня по август. Остальной период отдан на усмотрение водителя, который сам должен руководствоваться погодными условиями. Кроме того, предусмотрена возможность регионам увеличить или сократить летний и зимний периоды эксплуатации в зависимости от климатических условий на местности. Всем известно, что продолжительность зимы, например, в Краснодарском крае и в Якутии, намного отличаются.

Но так ли всё обстоит однозначно? Надо отметить, что на сегодняшний день в стране многие водители, а на легковых автомобилях их большинство, используют зимой шипованную резину. Инициаторы изменений поясняют, что изменения в Правила были внесены из-за имеющейся разницы в длине тормозного пути у автомобилей с «шипованными» колѐсами с обычной «зимней» резиной, и наличие предупреждающего знака позволит другим водителям правильно рассчитать дистанцию.

Однако следует учесть, что технические параметры современных автомобилей таковы, что тормозной путь при езде с зимней нешипованной резиной практически не отличается от тормозного пути с резиной с шипами. Шипованная резина демонстрирует отличные эксплуатационные характеристики в местности, где зимой преобладают низкие температуры и регулярно выпадают осадки в виде снега. Она способствует лучшей проходимости и меньшему скольжению транспортного средства в условиях гололедицы и заснеженных дорог.
Фрикционная резина («зимняя» без шипов или «липучка») хорошо проявляет свои качества при минусовой температуре в местности, где дороги регулярно чистят (сухой асфальт) или же в условиях, когда минусовая температура частенько сменяется плюсовой (оттепель, мокрые дороги, снежная каша).

Испытания «в полевых условиях» являются лучшим способом проверить качества резины, выяснить, в каких условиях проявляют себя наилучшим образом эти зимние шины. В качестве примера можно ознакомиться с результатами одного такого теста.

1. сравнительном тесте поведения фрикционной шины и шипованной резины на гладком льду победила шипованная резина, продемонстрировав значительно более короткий тормозной путь, чем фрикционная шина.

Испытания на укатанном снегу показали, что фрикционная шина обеспечивает более быстрый разгон и демонстрирует небольшое превосходство при торможении. Тестирование же на сухом асфальте показало, что фрикционная резина также является более пригодной для таких условий передвижения. Обобщѐнные данные показывают, что шипованные шины имеют преимущество перед нешипованными по тормозному пути на льду от 20 до 50%, на снегу – от 5 до 10%, на асфальте же он увеличивается на величину до 5%, если тормозить «юзом». При старте и разгоне на льду выигрывают до 30%, на снегу – до 10%.

Таким образом, согласно тестам, при некоторых условиях эксплуатации тормозной путь на зимней резине без шипов может быть даже меньше, чем на шипах. И в этом случае не совсем понятно, о чём таком должен информировать знак «Шипы» других водителей. А ведь указывалось, что нововведения в ПДД направлены на снижение уровня аварийности на дорогах. На наш взгляд, сегодня наличие опознавательного знака «Шипы» для водителей уже ровным счётом ничего не значит. В зимнее время водители итак должны держать достаточную дистанцию, чтобы вовремя среагировать на изменение дорожной обстановки. Опытные водители так и поступают. Наказывать водителей за отсутствие знака «Шипы» – это формальный подход, а не практичное решение. Поэтому, по мнению многих автомобилистов, действующее законодательство требует корректировки.