Особенности дорожной обстановки в разное время года. Изменение погодных условий в разные времена года могут значительно повлиять на дорожную ситуацию.

Лето

Начало дождя – на грязном асфальте образуется грязевая пленка из пыли, песка, горюче-смазочных материалов, а на раскалённом солнцем ас-фальте образуется паровая пленка, что резко уменьшает коэффициент сцепления колес автомобиля с поверхностью дороги и, следовательно, к увеличению тормозного пути.

Ливень, дождь – вызывают ухудшение видимости, уменьшение коэффициента сцепления, скрывает ямы под лужами.

Существует еще более опасное явление, сводящее трение практически к нулю – это гидропланирование (аквапланирование). Сущность его состоит в том, что при достаточно высокой скорости и большой толщине водяной пленки в зоне контакта шин с дорогой появляется водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия. Автомобиль «приседает» на задних колесах, в то время как передние приподнимаются на водяном клине. Автомобиль перестает реагировать на действия водителя за рулем, хотя задние колеса продолжают сохранять сцепление с дорогой.

По этой причине автомобиль даже на прямолинейных участках может покинуть свою полосу движения или даже опрокинуться. Слой воды, толщиной несколько сантиметров может вызывать гидропланирование при скорости движения свыше 80 км/ч, особенно при небольшой толщине протектора шины. Поэтому водители стремятся выбрать оптимальную скорость движения в зависимости от конкретных погодных условий.

Туман – видимость значительно снижается, при этом расстояние до предметов кажется больше, чем есть на самом деле.

Дымовые завесы при пожарах – такой же эффект, как при тумане. Слепящее солнце – ослепление водителя, блики на асфальте. Ураганный ветер – боковое давление на автомобиль, как следствие – резкое изменение траектории, попадание предметов на лобовое стекло, что может привести к дезориентация водителя.

Весна, осень
Это очень опасный переходный период, когда погода резко меняется и меняется состояние дорожного полотна. Этот период характеризуется: заморозками, ледяным дождем, внезапным снегопадом, лиственной по-душкой на дороге (осенью), перепадом температуры – всё это приводит к резкому и сильному уменьшению коэффициента сцепления колес с дорогой, а в некоторых случаях – ухудшению видимости.

Зима

Мокрый снег – ухудшение видимости; уменьшение трения особенно сказывается на склонах для тяжеловесных длинномерных автомобилей.

Морозы – обледенение лобовых стекол и боковых зеркал. Понижение атмосферного давления особенно остро и болезненно ощущают люди, имеющие высокое внутричерепное давление. У них обостряются приступы мигрени. При повышении атмосферного давления ухудшается самочувствие у гипертоников, больных, страдающих бронхиальной астмой, и аллергиков. В дни магнитных бурь происходит наибольшее количество вызовов скорой помощи по поводу гипертонических кризов, инфарктов и инсультов. Поэтому время реакции водителя в таком бо-лезненном состоянии будет только увеличиваться, что будет приводить к увеличению тормозного пути. Однако неблагоприятные погодные условия не могут являться причиной ДТП. Причиной ДТП является неправильно выбранная скорость движения водителем транспортного средства (даже при наличии других сопутствующих факторов типа ограниченной видимости или другое). Таким образом, необходимо принятие различного ряда мер по ограничению или рекомендации водителем выбора оптимальной скорости движения во время неблагоприятных погодных условий.

Общая характеристика видов и критериев неблагоприятных и опасных погодных явлений

При возникновении неблагоприятных и опасных погодных условиях предусмотрено снижение максимальной скорости движения транспортных средств для повышения безопасности дорожного движения. Возникает проблема предупреждения таких ситуаций и своевременное информирование участников дорожного движения.

Своевременное информирование участников дорожного движения может быть организовано с помощью интеллектуальной транспортной си-стемы, использующей информацию пунктов дорожного метеоконтроля (ДМК). Пункты ДМК дают общую и своевременную информацию окру-жающей обстановки в режиме реального времени.

Для передачи данных в системе специализированного гидрометеорологического обеспечения дорожного хозяйства должна быть создана подсистема связи, входящая в состав единой автоматизированной системы метеорологического обеспечения. Передача информации с пунктов дорожного метеоконтроля в органы управления дорожным хозяйством и в дорожные подрядные организации рекомендуется осуществлять в автоматическом режиме.

Построение подсистемы связи обуславливается направлениями по-токов информации между организациями Белгидрометцентра и дорожными организациями, а также внутри дорожного хозяйства. Для обеспечения передачи гидрометеоинформации и специализированных прогнозов приоритетными являются следующие виды связи: проводная, радиорелейная, спутниковая, радиосвязь современных систем транкинговой, сотовой связи и радиомодемы. Требования к системе связи определены «Концепцией построения единой системы комплексного информационно-телекоммуникационного обеспечения автомобильно-дорожной отрасли».

Техническое обеспечение системы специализированного гидроме-теорологического обеспечения дорожного хозяйства включает:

автоматические дорожные метеорологические станции (АДМС);
– систему связи;
– дорожные видеокамеры;
– специальные дорожные знаки со сменной информацией.

Данные, измеренные АДМС, информируют водителей о погодной ситуации через информационное табло.

Дорожно-измерительные станции (ДИС) с информационными табло уже используются на дорогах Беларуси. Так, только в Минской области в настоящее время смонтировано 33 ДИС.

На табло имеется возможность вывода (удаленно оператором) ин-формации о температуре покрытия и окружающего воздуха; символов до-рожных знаков. ДИС позволяет водителю точнее оценивать условия дорожного движения и принимать соответствующие меры предосторожности.