Специфика проблемы организации и безопасности дорожного движения обусловлена сложной взаимосвязанной системой, состоящей из человека, автомобиля, дороги и среды движения (система ЧАДС).

Сложность управления данной системой объясняется группами причин:

  • необходимостью обеспечения определённого «равенства» в состоянии и развитии каждого отдельного элемента;
  • и непрерывно растущими объемами информации, которая требует переработки для принятия решения;
  • большой неопределенностью выбора оптимальной стратегии в условиях непрерывно меняющейся среды и объекта управления;
  • требованиями оперативности и синхронизации процесса принятия управляющих решений.

Для разработки эффективных и оптимальных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения необходимо выделение основных факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

При организации системной работы факторы риска группируются аналогично группам систематических переменных (пространство, время, транспортное средство, участник). Такая группировка обозначает целевые области для приложения усилий, а именно, группы факторов риска, связанных:

  • с участниками дорожного движения;
  • с транспортным средством;
  • с дорогой и её окружением.

Во множестве факторов, способствующих возникновению ДТП, первое место занимает человеческий фактор (57 %), при их сочетании «дорога/человек» (27%). Поэтому, в современных условиях, наиболее эффективным способом повышения безопасности дорожного движения является обеспечение надежности системы ЧАДС через самое ненадежное звено «человек», в роли которого выступает пешеход.

Анализ состояния аварийности по вине пешеходов показывает, что в регионе произошло 155 ДТП, в которых погибло 18 человек, 146 получили ранения. В сравне-нии с аналогичным периодом 2016 года это составляет: -1,9%; -28%; 5% соответственно [2]. Наблюдается снижение удельного веса таких ДТП, од-нако уровень аварийности продолжает оставаться высоким.

Основными причинами таких происшествий являются:

—  переход через проезжую часть в неустановленном месте (71%);
— неподчинение пешеходом сигналам светофорного регулирования
(16%);

— неожиданный выход пешехода из-за транспортного средства или сооружений (9%);

— ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара (3%);

— пешеход в возрасте до 7 лет без сопровождения взрослого (1%).

Чтобы изменить данную тенденцию в лучшую сторону, крайне важны систематизированные и скоординированные действия различных институтов. Кроме того, для общего снижения показателей аварийности, независимо от причин возникновения ДТП, необходимы научные исследования и, как следствие, инновационные решения.

Поэтому при решении проблемы повышения безопасности дорожного движения первостепенное внимание необходимо уделить процессу формирования модели безопасного поведения человека в изменчивой, непредсказуемой и крайне опасной среде «человек-автомобиль-дорога».

При разработке моделей организации профилактической работы представляется наиболее эффективным и целесообразным использование подхода, предложенного Хэддоном.

На основании разработок Хэддона в разных странах были сформулированы с помощью научных исследований и наблюдений разнообразные стратегии и тактики снижения частоты несчастных случаев. Среди стратегий мероприятия со следующими целями:

— снижение степени подверженности риску;
— предупреждение случаев ДТП;
— снижение степени тяжести травм в случае возникновения ДТП;
— смягчение последствий травмы с помощью усовершенствованного подхода после ДТП.

Перечисленные цели в складывающейся обстановке могут изменяться, однако, общий принцип, связанный с наличием высокоэффективного управления, основанного на программно-целевом подходе, наличие нормативно-правовой базы, эффективная работа ГИБДД в области безопасности дорожного движения остаются неизменными.

На достижение поставленных целей направлена принятая Федеральная целевая программа по обеспечению безопасности дорожного движения в 2013-2020 г.г. (Постановление правительства РФ от 03.10.2013 № 864). Ожидаемые конечные результаты реализации Программы к 2020 году по сравнению с 2012 годом: сокращение случаев смерти в результате ДТП на 28,82 % и сокращение транспортного риска на 36,7 %.

Принятая 8.01.2018 г. Правительством РФ Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы большое внимание уделяет повышению защищенности от ДТП пешеходов. Первоочередными задачами в решении этой проблемы являются:

1. Создание образовательных программ для населения, формирующих стереотипы безопасного поведения на улично-дорожных сетях (УДС).

2. Проведение информационно-разъяснительной работы с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий, направленной на изменение поведения участников движения.