Набирающие все большую популярность электронные устройства, имитирующие курение табака, были изобретены как современные альтернативы табачным изделиям. Они могут использоваться как в качестве средства доставки никотина, так и для вдыхания ароматизированного пара без никотина. Пар создается за счет испарения специально подготовленной смеси с поверхности нагревательного элемента и внешне похож на табачный дым. Устройство может быть выполнено в самых различных формах, и том числе и в формах, сходных с обычной сигаретой или курительной трубкой.

До недавнего времени этому способствовал тот факт, что потребление испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение, не попадает под закон об обороте табачных изделий, так как в жидкостях для курения нет табакосодержащей продукции. Отсутствие акцизов и запретов на реализацию позволило многим молодым бизнесменам открыть свое дело и заняться активным распространением электронных устройств, имитирующих курение, не только в специальных магазинах, но и в крупных торговых центрах, в том числе через Интернет.

На сегодняшний день не существует Федерального закона, который ограничивал бы потребление испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака, поэтому курение электронных сигарет в общественных местах никак не регламентировано. Однако в связи с тем, что использование электронных сигарет в России приобрело бешеную популярность, у многих возникают вопросы, связанные с возможными ограничениями.

Одним из важных вопросов является использование электронных сигарет водителями автомобилей.

Может ли курение водителя, во время движения, ослабить внимание и негативно сказаться на безопасности дорожного движения? Внимание является важнейшим фактором, обеспечивающим надежность водителя. При управлении автомобилем он должен своевременно заметить именно те изменения в дорожной обстановке, которые в данный момент создают наибольшую угрозу для безопасности движения. Быстрая оценка такой ситуации, следовательно, и действия, предупреждающие ее неблагоприятное развитие, в значительной степени определяются вниманием водителя. Все то, на что направлено внимание, воспринимается яснее, отчетливее, лучше осмысливается и запоминается, а это имеет особенно большое значение для безопасного управления автомобилем. Поэтому неслучайно с невнимательностью водителя связывают от 16 до 34% дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

В Германии считают, что 84,4 % ДТП происходят из-за неправильных действий водителей, главной причиной которых является невнимательность. Внимание водителя может быть непроизвольно отвлечено его действиями, которые не связаны с управлением автомобилем.

Несмотря на то, что существует ряд ограничений для водителей, курить в салоне личного автомобиля можно. Например, в «Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2011 №195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) существует статья 12.36.1 «Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства», в которой говорится, что пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Также в «Правилах дорожного движения», п. 2.7 «Общие обязанности водителей», указано, что запрещено пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Отвлечение внимания от управления автомобилем даже при разговоре с пассажирами, прослушивание радиопередач, которые весьма интересуют или тревожат водителя, иногда приводят к возникновению опасных ситуаций. Следовательно, отвлечение водителя на электронную сигарету также может снизить его бдительность. Проанализировав конструкцию и принцип работы электронных сигарет были выявлены несколько возможных причин отвлечения внимания водителя от дорожной ситуации:

  • Во время курения у водителя точно также занята одна рука, как и при разговоре по мобильному телефону. Разумеется, он может придерживать руль одним или двумя пальцами той руки, которая занята сигаретой, но это снижает уровень безопасности вождения автомобиля.
  • Конструкция устройств предусматривает наличие испарителя, для работы которого необходима жидкость. Заправка жидкостью или же устранение возникшей течи влечет за собой отвлечение водителя от управления автомобилем;
  • Пар внутри салона автомобиля может повлечь за собой недостаточную видимость. Таким образом, клубы пара на некоторое время могут создать условия ограниченной видимости для водителя транспортного средства. Также образование конденсата на ветровом стекле, которое дает эффект запотевания, искажает видимость объектов дорожной инфраструктуры (особенно при высокой влажности воздуха).
  • Конструкция электронных сигарет подразумевает наличие зарядного устройства. Зарядка производится от «прикуривателя» в салоне автомобиля. В процессе движения у водителя может возникнуть потребность поставить на зарядку свою электронную сигарету, что повлечет за собой рассеянность, такой водитель отвлекается от дорожных объектов и управления автомобилем. Он может вовремя не заметить усложнения дорожной обстановки и ввиду низкой готовности не выполнить нужных действий или допустить ошибку.

Также необходимо более детально изучить состав электронных сигарет и влияние некоторых веществ на состояние разных органов. В состав электронных сигарет входит: никотин, глицерин (Е422), пропиленгликоль, ароматизаторы, метил, органические кислоты и еще около 20 компонентов. Некоторые из них находятся в сигаретах в микроскопических концентрациях, однако вреда от этого принести могут не меньше. Для многих людей, которые решили перейти на курение электронных сигарет, особые опасения вызывает вред глицерина в электронных сигаретах. Многоатомный простейший спирт, которым по своему строению является глицерин, используется в самых разных видах современной промышленности. Для стандартной заправки электронных сигарет применяют овощной глицерин, смягчающий вкусовые характеристики и придающий им сладковатый оттенок. Однако в ходе ряда исследований было выявлено негативное воздействие глицерина на организм курящего электронные сигареты человека.

Главными видами опасности для здоровья курильщика и окружающих можно назвать:

  • Осушение. Глицерин способствует активной гидратации, поэтому при постоянном курении могут наблюдаться такие симптомы как перше-ние в горле, повышенная сухость носоглотки и многие другие. Для людей, страдающими заболеваниями почек, курение такого рода может спровоцировать обострение. Ощутимый вред глицерина в электронных сигаретах также заключается в способности вызывать обезвоживание кожи.
  • Влияние на сосуды. Медиками доказано негативное влияние нико-тина, содержащегося в электронной сигарете на состояние сосудов и процессы кровообращения в организме. Крайне важный момент заключается в том, что определить максимальную допустимую дозу для человека сейчас затруднительно. В данном случае все зависит от индивидуальных особенностей организма.
  • Выделение акролеина. Перегрев глицерина при наличии большого количества воды обусловливает выделение акролеина, являющегося сильным канцерогеном и относимого к первому классу опасности. Реакционные способности этого вещества способны сильно раздражать дыхательные пути и слизистые оболочки глаз.
  • Токсичность паров. При температуре кипения до 390 оС пары глицерина становятся слишком тяжелыми для дыхания, хотя и имеют немного сладковатый привкус. При чрезмерном поступлении в организм появляются симптомы интоксикации и требуется медицинская помощь.

Таким образом, можно заключить, что помимо снижения концентрации внимания водителей, вызванных манипуляциями с электронными сигаретами, их использование вредно для здоровья. В недалекой перспективе курение в собственном автомобиле должно быть ограничено из соображений безопасности вождения: курящий водитель с легочной недостаточностью и обедненным кислородом мозгом – прямая угроза безопасности.

В июле 2008 года в республике Сан-Марино вступил в силу новый кодекс правил поведения за рулем, в котором, в частности, говорится о запрете курить за рулем. По новым правилам, курильщик, застигнутый за рулем, будет вынужден заплатить штраф в размере 100 евро. В Великобритании с 28 сентября 2007 года курение за рулем считается нарушением ПДД. Если курящий водитель попадает в ДТП – ему выписывается штраф 2500 фунтов стерлингов.

По информации румынской ассоциации перевозчиков ARTRI, 17 марта 2016 года в Румынии вступил в силу Закон № 15 от 29 января 2016 года «О запрете курения в общественных местах, включая места общего пользования, на рабочих местах независимо от вида собственности». По новому закону, водители грузовых автомобилей не имеют права курить, находясь в кабине транспортного средства. Кабина грузовика, является рабочим местом, таким образом, водители уравниваются в правах относительно закона о курении с представителями других профессий. Закурив сигарету в процессе управления грузовым автомобилем, водитель будет вынужден выплатить немалый штраф – порядка 110 евро.

В городе Кордова (Аргентина) за аналогичное правонарушение назначается выплата в бюджет 500 песо, что ориентировочно равно 111 долларов. Второй вариант наказания – лишение прав на срок до 90 дней.
При повторном нарушении закона штраф возрастает в 2 раза, а права могут забрать на 2 года. В мае 2003 г. на 56-ой сессии Всемирной Ассамблеи Здравоохранения была принята Рамочная конвенция Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (РКБТ). Она была разработана в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии. Цель Конвенции и ее протоколов состоит в защите нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления табака.

В воздействия табачного дыма посредством обеспечения соответствующих рамок для мер борьбы против табака, подлежащих осуществлению Сторонами на национальном, региональном и международном уровнях, с тем чтобы постоянно и существенно сокращать распространенность употребления табака и воздействия табачного дыма.

29 ноября 2004 года сторонами Конвенции стали 40 стран. 27 февраля 2005 года Конвенция вступила в силу. С этой даты она стала обязательной для её сторон. 31 августа 2006 года в России была создана Национальная антитабачная коалиция «За присоединение России к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», целью которой являлось объединение усилий ведущих общественных организаций, ставящих своей задачей со-хранение здоровья нации, и добиться присоединения России к Конвенции.

Российская Федерация присоединилась к Конвенции в мае 2008 года. Наша страна стала 157-й страной – участницей договора. На данный момент участниками Конвенции стали: Германия, Венгрия, Индия, Япония, Казахстан, Италия, Норвегия, Швеция, Швейцария, США, Великобритания и другие страны.

В феврале 2013 года Государственной Думой был принят и одобрен Советом Федерации Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Настоящий Федеральный закон в соответствии с РКБТ регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В связи с возрастающим недовольством в обществе, вызванным табачной эпидемией, 15 февраля 2017 года в Государственную Думу был внесен законопроект, который имеет название «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака».

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • устройства, имитирующие курение табака, для потребления испарительных смесей (далее – устройства, имитирующие курение табака) – электронные системы доставки никотина, электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином, кальяны, в том числе электронные, и иные устройства, имитирующие курение табака;
  • электронные кальяны – электронные устройства, имитирующие курение табака с помощью кальяна, продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания испарительной смеси, содержащей либо не содержащей никотин, в целях вдыхания пользователем;
  • испарительные смеси для устройств, имитирующих курение табака (далее – испарительная смесь), – жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл и без содержания никотина, предназначенная для использования в устройствах, имитирующих курение табака.

В первую очередь закон накладывает ограничения потребления испарительных смесей, предусматривает запрет на продажу устройств, имитирующих курение табака несовершеннолетним. Кроме того, в документе представлены меры, направленные на сокращение спроса на устройства, имитирующие курение табака, испарительные смеси и иные элементы, используемые в устройствах, имитирующих курение табака; наложен запрет на потребление испарительных смесей и использование устройств, имитирующих курение табака, на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. В него входят территории детских и медицинских заведений, места проведения культурных и спортивных мероприятий, общественный транспорт, рабочие места.

Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из форм реализации единой государственной политики в области охраны жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Положение с безопасностью дорожного движения настоятельно требует повышения правового сознания и предупреждения опасного поведения граждан Российской Федерации.

Цель – проанализировать возможное влияние использования электронных сигарет, водителями транспортных средств, на безопасность дорожного движения.

Объект исследования – устройства, имитирующие курение табака, для потребления испарительных смесей с содержанием никотина, либо не содержащие никотин.

Предмет исследования – определение запрещенных мест для потребления испарительных смесей с содержанием никотина, либо не содержащие никотин (в частности салон автомобиля, как рабочего, так и личного).

На основании проведенного исследования были сформулированы следующие предложения по совершенствованию норм административного законодательства, касающиеся ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака:
— Наложить запрет на потребление испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака водителями транс-портных средств.

— Предусмотреть административную ответственность за использование электронных сигарет водителем во время управления транспортным средством в виде денежного штрафа. А в случае повторного нарушения в виде денежного штрафа и лишении водительского удостоверения.