В 2018 году Правительство Российской Федерации утвердило «Стратегию безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» (далее Стратегия). В документе провозглашается стремление к нулевой смертности на дорогах к 2030 году. В качестве ориентира на 2024 год установлен показатель социального риска, составляющий не более четырех погибших на 100 тысяч населения.

Социальный риск – это число погибших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) на 100 тысяч населения. В 2016 году в России показатель социального риска ДТП составил 13,8. Для сравнения: в 1990 году он составлял 23,8, а в 2003 году, когда он достиг последнего за два десятилетия пика, – 24,6. Такие данные отражены в многолетней статистике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В целом, за последние 10 лет этот показатель в России снизился на 40%.

В последние три года заметна решительная тенденция к снижению числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях, каждый год число погибших в сравнении с предыдущим годом ниже более чем на 10%. Это серьезные цифры, учитывая рост уровня автомобилизации в стране. При сохранении данной тенденции, к 2024 году социальный риск в Российской Федерации может составить около 5-6, если не учитывать изменение демографии.

Несмотря на существенное снижение, показатель социального риска в России в сравнении с другими странами, имеет катастрофически высокий уровень.

Согласно Стратегии, за период 2007-2016 годы треть погибших в автомобильных авариях приходится на людей наиболее активного трудового возраста (26-40) лет, а ежегодные экономические потери от дорожно-транспортных происшествий составляют порядка 2 процентов от ВВП страны. Таким образом, особое внимание к данной проблеме является обоснованным.

Принятая и ныне действующая Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 годы» дала свои результаты: в последние пять лет наблюдается устойчивое снижение показателей аварийности.

Нужно отметить, что в 2012 и 2013 годах наблюдался рост количества дорожно-транспортных происшествий. Но в целом прослеживается тенденция к снижению показателей аварийности: в 2016 году в сравнении с 2011 годом снизилось количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных на 13,1%, 27,3% и 12,2% соответственно.

В Стратегии четко сформулированы цели и задачи, но план мероприятий по их реализации должен быть разработан в течение шести месяцев. Пока непонятно какие мероприятия будут предусмотрены этим планом: будут они аналогичны мероприятиям, предусмотренным Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 годы»: установка ограждений, освещение и ремонт дорог, повышение штрафов и т.п., или будут кардинально отличаться от них.

В настоящее время опыт Швеции по снижению количества погибших на дорогах является одним их самых передовых. В этой стране в 1997 году была принята Концепция нулевой смертности. Несмотря на то, что уровень автомобилизации в Швеции, как и во всем мире, увеличивается, с 1997 года количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях сократилось вдвое и в 2013 году составило 264 чел. (около 3 чел. на 100 тыс. населения). В 2016 году социальный риск в Швеции составил 2,7 погибших на 10 тыс. населения.

Эффективность шведской концепции объясняется всесторонним подходом к решению проблем безопасности дорожного движения. Основными положения концепции нулевой смертности являются:
— дорожно-транспортная система как единое целое;
— этический принцип неприемлемости гибели людей на дорогах, а также получения людьми тяжких телесных повреждений на дорогах;

— адаптация дорог, улиц и транспортных средств к особенностям человека;

— основная ответственность за безопасность возлагается не только на водителей, но и на создателей дорожно-транспортной системы.

Мероприятия реализации концепции коснулись всех составляющих дорожно-транспортной системы, начиная от правовых, заканчивая реконструкцией дорог. К основным мероприятиям концепции нулевой смертности можно отнести:

— организация кругового движения на пересечениях;
— дороги 2+1 c разделительным барьером;
— подробное расследование аварий с летальным исходом;

— ограничение скорости и контроль скоростного режима;
— строительство безопасных пешеходных переходов;

— повышение безопасности транспортных средств, напоминание о ремне безопасности, новейшие системы безопасности;

— установка алкозамков в транспортные средства предприятий, занимающихся перевозкой грузов и пассажиров, а также в автомобили водителей, однажды управляющих автомобилем в нетрезвом виде.

К июлю 2018 года должен быть разработан проект плана мероприятий по реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Надеемся, что мероприятия не будут заключаться лишь в изменении скоростного режима и установлении средств фото- и видеофиксации нарушений, а совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения будет включать серьезные инженерные изменения, с учетом опыта зарубежных стран.