Многорядное движение предусматривает необходимость уточнения классического понятия транспортного потока, как совокупности транспортных средств, которые двигаются по дороге, так как оно, прежде всего, не отражает присутствующую в движении рядность транспортного потока. Проанализированные исследования микроскопических, макроскопических и инженерно-психологических уровней и соответствующих методов, и их методик исследования транспортного потока дополнительно показали, что транспортный поток не может формироваться без соответствующего направления движения, необходимого участка дороги определенной длины, где наблюдается указанная совокупность транспортных средств.

С учетом указанного, уточнения понятия транспортного потока необходимо выполнять в рамках введения в него учета признака направленности движения транспортного потока и учета признака определенности участка дороги, на котором наблюдается соответствующая совокупность транспортных средств.

На основе сформулированных требований к усовершенствованию понятия транспортного потока, необходимо сформулировать понятие однорядного транспортного потока в следующем виде: «однорядный транспортный поток – это совокупность транспортных средств, которые двигаются последовательно одно за другим в одном направлении, что образовывает соответствующий ряд движения, на участке дороги определенной длины».

Введенное понятие однорядного транспортного потока позволяет сформулировать понятие многорядного транспортного потока, в следующем виде: «многорядный транспортный поток – это совокупность транспортных средств, которые двигаются в одном направлении с последовательным расположением транспортных средств в соответствующих рядах движения на участке дороги определенной длины».

Введение в понятие транспортного потока признака «участок дороги определенной длины» позволяет также раскрыть непосредственную связь с понятием дорожно-транспортной ситуации в виде имеющегося состояния совокупности транспортных средств в определенное время на участке дороги определенной длины. Определенная длина участка устанавливает границы совокупности транспортных средств в транспортном потоке и разрешает выделить дорожно-транспортные ситуации в необходимые моменты времени.

Безопасность движения в классическом понимании – характеристика дорожного движения, которое определяется аварийностью, дорожное движение – процесс движения по дорогам транспортных средств и участников дорожного движения.

На основе классических понятий аварийность является сопутствующим, не основным, результатом процесса движения по дорогам. ДТП классически определяют, по соответствующим результатам в виде материальных и социальных убытков, но само происшествие есть процессом, который раскрывается в пространстве и времени в рамках ударного взаимодействия между транспортными средствами, транспортными средствами и дорожными сооружениями, между транспортными средствами и другими участниками дорожного движения. Указанный процесс зарождается в рамках процесса дорожного движения, происходит и заканчивается в нем.

Безопасность движения, в классическом понимании, оперирует только конечными результатами указанных процессов осуществления происшествий. Такой подход полностью отождествляет безопасность движения с результатами анализа аварийности и нивелирует ожидаемую емкость понятия по его названию, дополнительно усложняет исследования.

Понятие безопасности движения имеет возможность дальнейшего усовершенствования своего содержания. Понятие безопасности движения необходимо рассматривать с позиций более полного отображения им отрицательных явлений в процессе дорожного движения. Одним из главных отрицательных явлений в процессе дорожного движения принято считать явление ДТП.

Осуществление ДТП можно рассматривать как процесс последовательного изменения состояний дорожного движения в рамках определенного участка дороги в виде последовательных изменений соответствующих дорожно-транспортных ситуаций:

— исходные условия: присутствует дорожное движение, имеющее определенное состояние по усредненным характеристикам (интенсивность, скорость, плотность, состав); наблюдение за дорожным движением проводится на фиксированном участке дороги;

— в последовательных интервалах времени, на фиксированном участке дороги в соответствующем состоянии дорожного движения присутствует определенная дорожно-транспортная ситуация, в которой не наблюдается наличие отрицательных явлений, которые могли бы привести к возникновению ДТП;

— возникает ошибка у водителя определенного транспортного сред-ства в восприятии и соответствующем прогнозировании развития дорожно-транспортной ситуации, которая сложилась, в виде действия или бездействия, осознанно или без осознания, – формируется конфликтная ситуация, которую предлагается назвать «правовая конфликтная ситуация», между указанным транспортным средством и другими участниками процесса дорожного движения, которые были воспринятые неадекватно;

— претерпевая изменения в пространстве и времени, дорожно-транспортная ситуация превращается в новую, где присутствует новая конфликтная ситуация (сложилась ситуация, при которой транспортные средства настолько сближаются, что в дальнейшем неизменном движении, риск столкновенья резко возрастает), характеризующаяся наличием конфликтного взаимодействия между хотя бы двумя участниками дорожного движения (или участником и элементом дорожной обстановки), в виде нехарактерного для указанного состояния дорожного движения сближения одного с другим, – формируется конфликтная ситуация, которую предлагается назвать «геометрическая конфликтная ситуация», между указанным транспортным средством и другими участниками процесса дорожного движения, которые находились в «правовой конфликтной ситуации»;

— претерпевая изменения в пространстве и времени, дорожно-транспортная ситуация превращается в новую, где присутствует предаварийная ситуация (возникает вероятность ДТП), которая характеризует-ся наличием конфликтного взаимодействия между хотя бы двумя участниками дорожного движения (или участником и элементом дорожной обстановки), в виде нехарактерного для указанного состояния дорожного движения сближения одного с другим участников, с определенными траекториями сближения и точкой пересечения линий курсов движения, что имеет частичное отображение в понятии конфликтной точки, при этом водитель или водители имеют техническую возможность предупредить ДТП, – формируется конфликтная ситуация, которую предлагается назвать «предаварийная конфликтная ситуация» между указанным транспортным средством и другими участниками процесса дорожного движения, которые находились в «геометрической конфликтной ситуации»;

— претерпевая изменения в пространстве и времени, дорожно-транспортная ситуация превращается в новую, где присутствует аварийная ситуация (ДТП становится неминуемым), характеризующаяся наличием конфликтного взаимодействия между хотя бы двумя участниками дорожного движения (или участником и элементом дорожной обстановки), которые имеют нехарактерное для указанного состояния дорожного движения сближения одного с другим участников, с определенными траекториями сближения и точкой пересечения линий курсов движения, водитель или водители не имеют техническую возможность предупредить ДТП, осуществляется начальная фаза ДТП, – формируется конфликтная ситуация, которую предлагается назвать «аварийная конфликтная ситуация» между указанным транспортным средством и другими участниками процесса дорожного движения, которые находились в «предаварийной конфликтной ситуации»;

— претерпевая изменения в пространстве и времени, дорожно-транспортная ситуация превращается в новую, где присутствует непосредственный механический контакт между хотя бы двумя участниками дорожного движения (или участником и элементом дорожной обстановки), которые имеют на текущий момент соответствующие объемы кинетической энергии, которая начала превращаться в пластические и упругие деформации материальных объектов участников дорожного движения, хрупкое разрушение, нанесение травм …, формируются максимальные повреждения участников дорожного движения, осуществляется кульминационная фаза ДТП, – формируется конфликтная ситуация, которую предлагается назвать «разрушительная конфликтная ситуация» между указанным транспортным средством и другими участниками процесса дорожного движения, которые находились в «аварийной конфликтной ситуации»;

— претерпевая изменения в пространстве и времени, дорожно-транспортная ситуация в виде ДТП превращается в новую, где прекращается или присутствует непосредственный механический контакт между хотя бы двумя участниками дорожного движения (или участником и элементом дорожной обстановки), которые имеют или нет на текущий момент соответствующие объемы кинетической энергии и она расходуется на дальнейшее перемещение участников дорожного движения, осуществляется конечная фаза ДТП, – формируется конфликтная ситуация, которую предлагается назвать «послеаварийная конфликтная ситуация» между указанным транспортным средством и другими участниками процесса дорожного движения, которые находились в «разрушительной конфликтной ситуации»;

— претерпевая изменения, дорожно-транспортная ситуация в виде ДТП превращается в новую, где прекращается движение участников дорожного движения (или участника), которые не имеют на текущий момент соответствующие объемы кинетической энергии, указанные участники дорожного движения выбывают с состава процесса дорожного движения и становятся недвижимыми препятствиями в дорожной обстановке движения, – формируется «деградация конфликтной ситуации» между указанным транспортным средством и другими участниками процесса дорожного движения, которые находятся в «послеаварийной конфликтной ситуации».

Сформулированные этапы осуществления ДТП, в процессе дорожного движения, разрешили ввести ряд понятий, которые отображают последовательное изменение природы конфликта в происшествии, в виде процесса поэтапного перехода конфликта в пространстве и времени в соответствующие дорожно-транспортные ситуации.

«Процесс осуществления ДТП» – это появление и последовательное развитие в пространстве и времени конфликта между участниками дорожного движения, в рамках соответствующих конфликтных ситуаций. Т.е. процесс осуществления ДТП, по проведенному анализу, можно представить в виде последовательного развития конфликта между участниками дорожного движения по соответствующим ситуациям:

1 – «правовая конфликтная ситуация»;
2 – «геометрическая конфликтная ситуация»;
3 – «предаварийная конфликтная ситуация»;
4 – «аварийная конфликтная ситуация»;

5 – «разрушительная конфликтная ситуация»;
6 – «послеаварийная конфликтная ситуация»;
7 – «деградация конфликтной ситуации».

Указанный процесс последовательного изменения конфликтных ситуаций имеет особенность, которая раскрывается в определенных его этапах, имеющих свойство обратимости или необратимости:

— обратимый этап развития конфликта между участниками дорожного движения включает в себя: «правовую конфликтную ситуацию», «геометрическую конфликтную ситуацию», «предаварийную конфликтную ситуацию»;

— необратимый этап развития конфликта между участниками дорожного движения включает в себя: «аварийную конфликтную ситуацию», «разрушительную конфликтную ситуацию», «послеаварийную конфликтную ситуацию», «деградация конфликтной ситуации».

Обратимый этап развития конфликта между участниками дорожного движения раскрывает сущность безопасности движения на уровне предупреждения возникновения ДТП, необратимый этап раскрывает сущность безопасности движения на уровне снижения тяжести, происходящих ДТП.

Понятие безопасности движения должно учитывать все указанные этапы процесса осуществления ДТП, в классическом понимании из этих этапов в аварийности учитывается только факт механического взаимодействия участников дорожного движения и масштабы вызванного матери-ального (социального) ущерба. Понятие безопасности движения необходимо ориентировать на предупреждение возникновения и развития первого этапа осуществления процесса ДТП, снижения интенсивности и времени развития второго этапа.

Предлагается следующее формулирование понятия: «безопасность движения – отсутствие в процессе дорожного движения возможности возникновения аварийной конфликтной ситуации с соответствующим ее развитием к разрушительной конфликтной ситуации, путем последовательного предупреждения развития предаварийной конфликтной ситуации, геометрической конфликтной ситуации и правовой конфликтной ситуации с соответствующим предупреждением возникновения последней, а также уменьшение интенсивности развития конфликта в аварийной, разрушительной, послеаварийной конфликтных ситуациях».

Сформулированное понятие многорядного транспортного потока совместно с указанным понятием безопасности движения позволяет ввести понятие безопасности движения многорядных транспортных потоков, предлагается следующее его определение.

«Безопасность движения многорядных транспортных потоков – отсутствие в процессе движения совокупности транспортных средств, которые двигаются в одном направлении с последовательным расположением транспортных средств в соответствующих рядах движения на участке до-роги определенной длины, возможности возникновения аварийной конфликтной ситуации с соответствующим ее развитием к разрушительной конфликтной ситуации, путем последовательного предупреждения развития предаварийной конфликтной ситуации, геометрической конфликтной ситуации и правовой конфликтной ситуации с соответствующим предупреждением возникновения последней, а также уменьшение интенсивности развития конфликта в аварийной, разрушительной, послеаварийной конфликтных ситуациях».

Предложенное понятие безопасности движения многорядных транспортных потоков совместно с отмеченной понятийной базой позволяет сформулировать четыре метода обеспечения безопасности движения многорядных транспортных потоков в виде методологических теоретических основ дальнейшего решения сформулированной научной проблемы относительно обеспечения безопасности движения многорядных плотных транспортных потоков:

— метод 1 «обеспечение безопасности движения многорядных транспортных потоков достигается путем предупреждения в процессе движения совокупности транспортных средств, которые двигаются в одном направлении с последовательным расположением транспортных средств в соответствующих рядах движения на участке дороги определенной длины, возможности возникновения аварийной конфликтной ситуации с соответствующим ее развитием до разрушительной конфликтной ситуации»;

— метод 2 «обеспечение безопасности движения многорядных транспортных потоков достигается путем предупреждения в процессе движения совокупности транспортных средств, которые двигаются в одном направлении с последовательным расположением транспортных средств в соответствующих рядах движения на участке дороги определенной длины, возможности возникновения предаварийной конфликтной ситуации с соответствующим ее развитием до аварийной конфликтной ситуации»;

— метод 3 «обеспечение безопасности движения многорядных транспортных потоков достигается путем предупреждения в процессе движения совокупности транспортных средств, которые двигаются в одном направлении с последовательным расположением транспортных средств в соответствующих рядах движения на участке дороги определенной длины, возможности возникновения геометрической конфликтной ситуации с соответствующим ее развитием до предаварийной конфликтной ситуации»;

— метод 4 «обеспечение безопасности движения многорядных транспортных потоков достигается путем предупреждения в процессе движения совокупности транспортных средств, которые двигаются в одном направлении с последовательным расположением транспортных средств в соответствующих рядах движения на участке дороги определенной длины, возможности возникновения правовой конфликтной ситуации с соответствующим ее развитием до геометрической конфликтной ситуации».

Некоторые авторы вводят понятия опасности движения и потенциальной опасности движения в виде существующей, или прогнозируемой совокупности отрицательных явлений, которые могут приводить к возникновению ДТП. Опасность отображает возможность преобразования имеющейся дорожно-транспортной ситуации, которая сложилась в результате изменений в дорожном движении, в рамках обратимого этапа процесса осуществления ДТП.

По предложенным общим формулировкам четырех методов формируются соответствующие направления дальнейшего исследования в решении научной проблемы.

Выводы.

Сформулированы методологические основы исследований безопасности движения транспортных потоков на автомобильных дорогах общего пользования государственного значения.

Сформулированы четыре метода обеспечения безопасности движения многорядных транспортных потоков, которые предполагают последовательно предупреждать возникновение и развитие конфликтных ситуаций обратимого этапа процесса осуществления ДТП в рамках: «аварийной конфликтной ситуации», «предаварийной конфликтной ситуации», «геометрической конфликтной ситуации» и «правовой конфликтной ситуации».