Безопасность транспортного средства (ТС) включает в себя комплекс конструктивных и эксплуатационных свойств, снижающих вероятность дорожно-транспортных происшествий (ДТП), тяжесть их последствий и отрицательное влияние на окружающую среду. Различают активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасности ТС.

Под активной безопасностью ТС понимаются свойства, снижающие вероятность возникновения ДТП. Активная безопасность обеспечивается несколькими эксплуатационными свойствами, позволяющими водителю уверенно управлять автомобилем, разгоняться и тормозить с необходимой интенсивностью, совершать маневрирование на проезжей части, которого требует дорожная обстановка, без значительных затрат физических сил. Основные из этих свойств:

— устойчивость;

— управляемость;

— проходимость;

— плавность хода;
— информативность;
— обитаемость;
— тягово-тормозные свойства.

Под пассивной безопасностью ТС понимаются его свойства, снижающие тяжесть последствий ДТП. Различают внешнюю и внутреннюю пассивную безопасности автомобиля.

Основным требованием внешней пассивной безопасности является обеспечение такого конструктивного выполнения наружных поверхностей и элементов автомобиля, при котором вероятность повреждений человека этими элементами в случае транспортного происшествия была бы минимальной.

К внутренней пассивной безопасности автомобиля предъявляются два основных требования:

— создание условий, при которых человек мог бы безопасно выдержать любые перегрузки;

— исключение травмоопасных элементов внутри кузова (кабины).

Водитель и пассажиры, например, при столкновении после мгновенной остановки автомобиля еще продолжают двигаться, сохраняя скорость движения, которую автобус имел перед столкновением. Именно в это время происходит большая часть травм в результате удара головой о ветровое стекло, грудью о рулевое колесо и рулевую колонку, коленями о нижнюю кромку щитка приборов и т.д.

Анализ ДТП показывает, что подавляющее большинство погибших находилось на переднем сиденье. Поэтому при разработке мероприятий по пассивной безопасности в первую очередь уделяется внимание обеспечению безопасности водителя и пассажира, находящихся на переднем сиденье.

Под послеаварийной безопасностью ТС понимаются его свойства в случае аварии не препятствовать эвакуации людей, не наносить травм при эвакуации и после нее. Основными мерами послеаварийной безопасности являются противопожарные мероприятия, мероприятия по эвакуации людей, аварийная сигнализация.

Под экологической безопасностью понимают свойство автомобиля, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации. Основными загрязняющими веществами при эксплуатации автотранспорта являются:

— выхлопные газы;

— нефтепродукты при их испарении;

— пыль;

— продукты истирания шин, тормозных колодок и дисков сцепления, асфальтовых и бетонных покрытий.

Согласно статистическим данным, двигатель средней мощности выбрасывает в атмосферу за один день эксплуатации около 10 м3 отработавших газов, в состав которых входит окись углерода, углеводороды, окислы азота и многие другие токсичные вещества. Пути решения проблемы загазованности различны:

— совершенствование рабочего процесса двигателей;
— применение нейтрализаторов отработавших газов;

— применение топлив, обеспечивающих низкую токсичность отработавших газов;

— организация таких режимов движения, когда выброс токсичных веществ наименьший;

— проведение архитектурно–планировочных мероприятий, направленных на выветривание токсичных выбросов из мест скопления ТС.

Шумовое загрязнение также является серьезной проблемой. Уровень шума, длительно переносимый человеком без вредных последствий, составляет 80-90 дБ. На улицах крупных городов и промышленных центров уровень шума достигает 120-130 дБ.

Колебания почвы, вызванные движением автомобилей, пагубно сказываются на зданиях и сооружениях.

Основными мероприятиями по предотвращению и уменьшению вредного воздействия автомобилей на окружающую среду являются:

1. Разработка таких конструкций автомобилей, которые меньше загрязняли бы атмосферный воздух токсичными компонентами отработавших газов и создавали бы шум более низкого уровня.

2. Совершенствование методов ремонта, обслуживания и эксплуатации ТС с целью снижения концентрации токсичных компонентов в отработавших газах, уровня шума, производимого автомобилями, и загрязнения окружающей среды эксплуатационными материалами.

3. Использование средств и методов организации и регулирования движения, обеспечивающих оптимальные режимы движения и характеристики транспортных потоков, сокращение остановок у светофоров, числа переключения передач и времени работы двигателей на неустановившихся режимах.

4. Увеличение числа конструкций, шумозащитных сооружений и зеленых насаждений вдоль оживленных городских магистралей.

Безопасность движения в значительной степени зависит от конструктивных особенностей транспортных средств. К основным конструктивным недостаткам механизмов и агрегатов машин относятся:

— недостаточная надежность деталей, особенно в узлах и механизмах, непосредственно влияющих на безопасность движения (в механизмах рулевого управления, тормозных системах);

— недостаточные приемистость, тормозные свойства, управляемость и устойчивость против заноса и опрокидывания;

— недостаточные удобства для работы водителя.

Несмотря на осуществляемые мероприятия по предотвращению вероятности ДТП, в Российской Федерации в результате ДТП ежедневно погибает около 90 человек. Автомобильный транспорт является наиболее опасным из всех видов транспорта.

Материальный ущерб от ДТП в экономически развитых странах достигает 10 % годового национального дохода.

Следовательно, решение проблемы повышения безопасности дорожного движения (БДД) имеет большую социальную и экономическую значимость и является одной из кардинальных проблем автомобилизации.

Основной проблемой отечественного обеспечения активной и пассивной безопасности ТС является отсутствие системы ее правовой и технической регламентации.

Таким образом, автомобиль необходимо эксплуатировать только в исправном состоянии всех систем, агрегатов и узлов. Наиболее рационально использовать средства и методы организации и регулирования движения, обеспечивающие оптимальные режимы движения и характеристики транспортных потоков, сокращение остановок у светофоров, числа переключения передач и времени работы двигателей на неустановившихся режимах.