Увеличение транспортных заторов на улично-дорожной сети, высокая плотность и интенсивность движения транспортных средств нередко приводят к ухудшению психофизиологических качеств водителей автомобилей, их неадекватному поведению на дороге и как следствие способствует увеличению количества дорожно-транспортных происшествий. Неадекватное поведение водителей во многих странах представляется как одна из главных проблем на дорогах.

Для водителя является основополагающим возможность воспринимать дорожную информацию, анализировать, осмысливать ее, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению автомобилем. Улично-дорожная сеть и ее состояние предъявляет очень высокие требования к психике водителя. Безопасность управления транспортным средством определяется в основном интеллектом и эмоциональным поведением, а не физической пригодностью.

Одной из причин изменения психоэмоционального поведения водителей на дороге является переработки вследствие несоблюдения графиков режимов труда и отдыха и постоянные стрессы в течении дня. Основными показателями неадекватного поведения водителей при движении на дороге являются:

  • несоблюдение рядности и постоянное перестроение из полосы в полосу без включения знаков поворота;
  • проезд на запрещающие сигналы светофора;
  • превышение разрешенной скорости движения на улично-дорожной сети или движение со скоростью, не обеспечивающей безопасность дорожного движения;
  • несоблюдение требование дорожных знаков и разметки;
  • остановка и стоянка в запрещенных местах;
  • обгон и опережение транспортных средств.

Все это является причинами дорожно-транспортных происшествий с материальным ущербом и пострадавшими.

Основными показателями неадекватного поведения водителей в транспортных заторах являются:

— нежелание пропустить водителей транспортных средств, въезжающих с других примыканий;
— сигнализирование в случае отсутствия опасности для водителя;

— попытки объезда препятствий и стоящих в транспортном заторе автомобилей;

— движение по полосам, выделенным для движения городского пассажирского общественного транспорта;

— въезд на перекресток и создание помех транспортным средствам, движущихся по другим направлениям;

— несоблюдение бокового интервала и сведение его до минимума и другие факторы.

Все это является причинами дорожно-транспортных происшествий с незначительными повреждениями.

От такого поведения водителей нередко страдают и пешеходы, переходящие проезжую часть. В соответствии с п. 14.1 Правил дорожного движения РФ «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода». Хотя в транспортных заторах и не только водители зачастую игнорируют пешеходов, не предоставляя им преимущество. В результате натурных исследований на улично-дорожной сети примерно 19 % водителей совершают действия в транспортных заторах, которые могут привести к дорожно-транспортным происшествиях.

Состояние транспортной инфраструктуры городов и элементов улично-дорожной сети также зачастую является факторами, влияющими на психоэмоциональное поведение водителей:

  • несоответствие покрытия дорог нормативной документации;
  • отсутствие или наоборот переизбыток технических средств организации дорожного движения;
  • в несоответствие ширины проезжей части современным градостроительным требованиям;
  • несоответствие режимов работы светофорной сигнализации реальным дорожным условиям;
  • недостаточная видимость;
  • переход проезжей части пешеходами в неположенном месте;
  • отсутствие единой системы управления дорожным движением в городах.

Совершенствование организации дорожного движения, повышение пропускной способности улично-дорожной сети городов, создание благоприятных условий движения, внедрение центров управления дорожным движением в городах приведет к улучшению обстановки на улично-дорожной сети, снизит количество транспортных заторов, улучшит психоэмоциональное состояние водителей и позволит сократить вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий.