Дорожная сеть Российской Федерации (общей протяженностью более 1,3 млн. км) – это сложные инженерные сооружения: автомобильные дороги и искусственные сооружения на них, для их обслуживания на территории РФ созданы дорожные эксплуатационные службы задачами, которых являются: обеспечение скоростного режима, безопасности и комфортности передвижения транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками в разные периоды года.

С ростом автомобилизации в стране эффективность эксплуатации автомобильных дорог общего пользования во многом зависит от планирования и организации работ по зимнему содержанию дорог и качества их выполнения, от которых, в конечном счете, зависят скорость передвижения транспортных средств и безопасность движения. К основным факторам, влияющим на условия движения автомобилей в зимний период года, относят наличие снежных отложений и зимней скользкости, приводящих к резкому снижению сцепных качеств покрытия, увеличению сопротивления качению, ухудшению ровности, а также к изменению (сужению) ширины проезжей части и состояния обочин.

Качество зимнего содержания автомобильных дорог определяется не только своевременностью проведения снегоуборочных и противогололедных работ, но и эффективностью использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, направляемых на их выполнение, что требует оптимального планирования выполнения этих работ в зависимости от климатических условий и уровня технической оснащенности дорожных предприятий.

Актуальность данной проблемы особенно возрастает в условиях ограниченных финансовых и материально-технических ресурсов.

К соответствии ГОСТ 33181-2014 дорожная сеть Российской Федерации проклассифицирована пятью уровнями: наивысшем уровнем содержания принят уровень 1, а минимально допустимым является уровень 5, по ликвидации зимней скользкости и уборке снежных отложений. Требования к уровню показателей зимнего содержания автомобильных дорог устанавливают на основе:

— технико-экономических расчетов с учетом интенсивности движения и состава транспортного потока;

— оснащенности дорожно-эксплуатационной службы специальной техники для работы в зимний период;

— стоимости затрат и оптимизации планирования мероприятий по зимнему содержанию;

— расчета потребности в используемых противогололедных материалах (химических, фрикционных или смешанных) в зависимости от материала покрытий;

— расположения баз противогололедных материалов и запасов на них.

Для удовлетворения требований к состоянию дорог в зимний период осуществляют следующие мероприятия:

профилактические меры, цель которых не допустить или максимально снизить образование снежных и ледяных отложений на дороге, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием;

защитные меры, с помощью которых ограничивается доступ к дороге снега, поступающего с прилегающей местности, и предупреждается образование ледяных отложений на проезжей части;

В меры по удалению уже возникших снежных и ледяных отложений. Проводятся также мероприятия по повышению сцепных качеств дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости или расплавления снежно-ледяных отложений.

Одной из главных задач управления сетью автомобильных дорог является обеспечение надежности и безопасности участников дорожного движения с учетом повышения эффективности использования финансовых средств, выделяемых на зимнее содержание автомобильных дорог. Объемы работ и потребность ресурсов на зимнее содержание автомобильных дорог одинаковых эксплуатационных категорий могут значительно отличаться вследствие различия климатических условий производства работ в различных дорожно-климатических зонах на территории Российской Федерации.
Для обоснования затрат на зимнее содержание автомобильных дорог, с учетом потерь от снижения скорости передвижения транспортных средств и сроков ликвидации снежных отложений и льдообразований на дорогах в качестве переменных показателей, изменяющихся по регионам и климатическим зонам, принимают число циклов образования гололеда и снегопадов, которые в основном определяют длительность заснеженного и обледенелого состояния покрытия.

Наибольшее влияние на экономически эффективные сроки ликвидации зимней скользкости и снежных отложений оказывает технологии проведения мониторинга и обследования автомобильных дорог и сооружений на них, интенсивность движения транспортных средств, скорость передвижения и применяемые технологии своевременной очистки дорог от снежных отложений и эффективное использование противогололедных материалов.

Для обеспечения безопасности движения на дорогах в зимних условиях и повышения уровня содержания автомобильных дорог, и в первую очередь зимнего содержания, необходимо дальнейшее развитие системного мониторинга на дорожной сети Российской Федерации. Основными функциональными задачами мониторинга автомобильных дорог являются:
— сбор информации эксплуатационного состоянии дорожной сети региона;
— систематизация и оценка информационных сведений для базы данных;
— многофакторный анализ информации, содержащейся в базе данных.

При участии Федерального дорожного управления (Росавтодора), на автомобильных дорогах федерального, регионального и местного значений, разработана и внедрена система метеообеспечения, включающая автоматические дорожные метеостанции, метеорадары и камеры видеонаблюдения.

Наличие метеолокаторов позволяет в режиме реального времени использовать информацию о снежных явлениях (снегопадов или метелей), толщине снежных отложений на дорожном покрытии, коэффициенте сцепления, температуре и влажности наружного воздуха и гололедных образований, что обеспечивает возможность оперативного назначения мероприятий патрульной снегоочистки и ликвидации зимней скользкости, а также планировать выполнение и профилактических работ. Качественное состояние автомобильных дорог в сложных метеорологических условиях, обес-печивается скоординированными действиями диспетчерской службы, организованной в дорожных организациях, автоматизированной системы оперативного управления производством.

В целях обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах в зимних условиях наиболее эффективными являются меры по предупреждению и информированию водителей о погодных условиях и дорожной ситуации.

Это оснащение автомобилей системами: GPS (система позиционирования) или ESP (программа электронной стабильности) и другими системами, передающие информацию о дорожных условиях.

Механизированные отряды, дорожных организаций, задействованные на уборке снега или ликвидации скользкости, необходимо оснащать датчиками системы ГЛОНАСС, это позволяет диспетчерской центру вести наблюдения за работой дорожной техники, обеспечить непрерывную мобильную связь с водителями и автоматизированной системой управления производством.

Технические средства организации движения (дорожные знаки, разметка и другие средства и сооружения) должны быть различимы в любое время суток и не иметь дефектов и загрязнений, для обеспечения безопасного проезда по автомобильной дороге. На опасных участках дорог (заснеженных и наличием гололедных образований) вводиться ограничение скорости движения для автомобилей. Транспортные средства должны быть оснащены зимними шинами (для крупногабаритных автомобилей необходимо применять широкие шины).

Оборудование и подготовка маршрутного транспорта к зимним условиям, оборудованных датчиками сканирования ситуации на дороге и погодных условий, а также передачи информации водителю о возникновении неблагоприятных или даже опасных дорожных условий.

Это позволит участникам дорожного движения принимать решения, контролировать дорожную обстановку на различных маршрутах и по мере необходимости вносить коррективы в пути следования.