Предупреждение и сокращение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП) является одной из важных проблем общества. Общее количество погибших на автомобильных дорогах мира достигло 1 млн 240 тысяч смертей в год и, к сожалению, есть все шансы увеличить число втрое, до 3,6 млн. в год к 2030 году. Приведенные в Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» показывают, что ежедневно в нашей стране совершается более 500 ДТП, в которых погибают свыше 60 чел. и получают ранения около 600. Количество пострадавших в результате ДТП многократно превышает логичный показатель на всех других видах транспорта. В среднем только за 3 дня количество погибших на автомобильных дорогах больше числа погибших в результате транспортных происшествий, произошедших в течение года на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте в целом. По исследованиям экономистов потери от ДТП в РФ за 2017 г. оцениваются в 350 млрд. руб.

Актуальность проблемы подтверждается регулярным внесением поправок к изданному в конце 1995 г. ФЗ «О повышении безопасности дорожного движения» и принятой в его развитие указанной выше Федеральной целевой программой. В этих законодательных актах уделяется серьезное внимание проблеме предупреждения ДТП в местах повышенной опасности, к которым относятся перекрестки улиц, пешеходные переходы и пересечения дорог вне населенных пунктов. По данным отечественной статистики, только на перекрестках улиц происходит до 30-50% ДТП от их общего количества в городах.

Преобладающие нарушения водителей – это невыполнение требований проезда перекрестков улиц, пешеходных переходов, пересечений дорог и не правильный выбор скорости движения транспортных средств. Основные нарушения пешеходов заключаются в переходе проезжей части перед близко идущими транспортными средствами и на запрещающие сигналы светофора. Большая часть этих нарушений приходится на людей младшей и пожилой возрастных категорий.

До сих пор определяют и учитывают причины ДТП, зависящие от недостатков организации дорожного движения, транспортных средств, дорожных условий и пешехода, но так мало внимания уделяют группе причин ДТП, зависящих от возраста и стажа участников дорожного движения. Однако в безопасном вождении главным определяющим фактором является не только операторские способности, а поведение водителей в дорожной обстановке, что зависит от психологических установок и личностных качеств, которые имеют свои специфические особенности в каждой возрастной группе. Поэтому в процессе подготовки и переподготовки водителей необходимо обращать внимание на эти особенности. Стоит перенять положительный опыт Канады, где для водителей старше 60 лет проводят курсы с целью повышения безопасного управления автомобилем, на которых водителям разъясняют об их возрастных изменениях, о том какие ситуации на дорогах лучше избегать (управление автомобилем в темное время суток), прием каких медицинских препаратов оказывает влияние на операторские способности.

В некоторых странах уже начинают задумываться о введении определенных ограничений для пожилых водителей. Так, там предложили проверять людей в возрасте «60+», предлагая им пройти ряд психологических тестов и сдать анализы, для получения разрешения, подтверждающего соответствие водителя, по состоянию здоровья.

При отсутствии специальной медицинской справки, люди могут лишиться права управления транспортным средством. По мнению некоторых экспертов, именно возрастные изменения, связанные с когнитивными функциями, скоростью реакции и памятью является причинами аварийных ситуаций на дорогах.

 

Снижение количества дорожно-транспортных происшествий в зимнее время года обусловлено не только проблемами эксплуатации транспортных средств при низких температурах и сложных дорожных условиях, но и снижением активности среди водителей возрастной категории старше 60 лет и повышением её в дачный период (с конца апреля по конец сентября). Ведь с возрастом, как говорят медики, скорость реакции на внезапно возникающие препятствия и способность производить в нужном темпе соответствующие манипуляции руками и ногами притупляются. Причем в группе риска, как полагают специалисты, находятся не только водители в возрасте «70+», но и те, кто управляет автомобилем после 60 лет.

Острота и актуальность проблемы требуют разработки таких мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, которые обеспечили бы в первую очередь предупреждение ДТП, как это предусмотрено Федеральным законом и Федеральной целевой программой, экономию топлива, уменьшение выделения в атмосферный воздух токсичных компонентов из отработавших газов автомобилей, увеличение производительности транспортных средств объективное решение технических вопросов расследования дорожно-транспортных происшествий. Это даст не только большую экономическую эффективность, но и огромный социальный эффект.