№3 Порядок регистрации субъектов предпринимательской деятельности

План:

  1. Понятие и общая характеристика этапа государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
  2. Порядок проведения государственной регистрации физических лиц субъектов предпринимательской деятельности
  3. Порядок проведения государственной регистрации юридических лиц
  4. Перечень документов, не­обходимых для осуществления регистрации.
  5. Государственная регистрация внесения изменений в учредительные документы юридических лиц. Государственная регистрация изменений в сведения о физическом лице — предпринимателе
  6. Основания и общие положения для прекращения юридических лиц
  7. Учредительные документы юридических лиц субъектов предпринимательской деятельности
  1. Понятие и общая характеристика этапа государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности

Понятие государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Государственной регистрацией юридических лиц и физических лиц — предпринимателей считается удостове­рение факта создания или прекращения юридического лица, удостоверение факта приобретения или лишения статуса предпринимателя физическим лицом, а также со­вершение других, предусмотренных законом, регистраци­онных действий путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц и фи­зических лиц — предпринимателей.

Характеристика государственной регистрации субъ­ектов предпринимательской деятельности.

  1. Государственной регистрацией, в частности, считает­ся удостоверение факта создания юридического лица.

В соответствии со юридическим лицом являет­ся организация, созданная и зарегистрированная в уста­новленном законом порядке. Таким образом, для того, чтобы намерение учредителей о создании, которое они вы­сказали, оформив учредительные документы, привело к образованию субъекта права, имеющего гражданскую право и дее­способность — юридического лица, необходимо его зарегистрировать в установленном законодательством порядке. Подтверждением этого является согласно которой юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации.

Иными словами, юридическое лицо создается на основе решения его учредителей, с подтверждением (удостовере­нием) этого факта путем государственной регистрации, приобретая при этом как статус юридического лица в целом, так и статус субъекта предпринимательской деятельности в частности.

2.Государственной регистрацией считается удостовере­ние факта приобретения или лишения статуса предприни­мателя физическим лицом.

По общему определению физическим лицом считается человек, т. е. биологическое существо. Поэтому, в общем смысле, человек становится физическим лицом с момента его рождения и перестает им быть с момента смер­ти. Однако способность заниматься определенными видами деятельности (в нашем случае — предпринимательской) возникает у него лишь с момента его государственной ре­гистрации в качестве соответствующего субъекта. В отли­чие от юридических лиц, государственная регистрация субъекта предпринимательской деятельности — физиче­ского лица подтверждает (удостоверяет) не факт возникно­вения нового человека (физического лица), а лишь факт обретения им статуса субъекта предпринимательской дея­тельности. Таким образом, граждане имеют статус физиче­ских лиц со дня рождения и государственная регистрация необходима им лишь для обретения дополнительного эле­мента их статуса — субъекта предпринимательской дея­тельности.

3.К процедуре государственной регистрации относится и совершение «других регистрационных действий», преду­смотренных Законом «О государственной регистрации
юридических лиц и физических лиц — предпринимателей ». К таким относится внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц и физи­ческих лиц — предпринимателей. Это означает, что госу­дарственная регистрация юридических лиц, кроме функ­ций по наделению правом и статусом, имеет и сугубо ста­тистическую цель, которая состоит во внесении соответст­вующих сведений о юридических лицах и физических лицах — предпринимателях в специальную автоматизированную систему получения, накопления, защиты, учета и предоставления информации. Сведения, которые содержат­ся в Едином государственном реестре, являются открыты­ми и могут быть предоставлены за определенную плату по запросу заинтересованного лица.

  1. Порядок проведения государственной регистрации физических лиц субъектов предпринимательской деятельности

Государственная регистрация физических лиц — пред­принимателей проводится государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, район­ной в городах Киеве и Севастополе государственной адми­нистрации по месту проживания физического лица — пред­принимателя.

Для проведения государственной регистрации, имеющее идентификационный номер и намеревающееся стать пред­принимателем физическое лицо или уполномоченное им лицо должно лично или через уполномоченное лицо подать (прислать заказным письмом с описью вложения) государ­ственному регистратору по месту проживания такие доку­менты:

  • Заполненную регистрационную карточку на проведе­ние государственной регистрации физического лица — предпринимателя.
  • Копию справки о включении заявителя в Государст­венный реестр физических лиц — налогоплательщиков и других обязательных платежей (справку о присвоении идентификационного номера).
  • Документ, который подтверждает внесение регистра­ционного сбора за проведение государственной регистрации физического лица — предпринимателя.
  • Нотариально заверенное письменное согласие роди­телей (усыновителей) или опекуна, или органа опеки и попечительства, если заявителем является физическое лицо, которое достигло 16 лет и имеет желание заниматься предпринимательской деятельностью.

Если документы для проведения государственной реги­страции подаются заявителем лично, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт. Фи­зическое лицо, которое в силу своих религиозных или иных убеждений отказалось от принятия идентификационного номера, официально сообщило об этом в соответствующие органы государственной власти, должно лично предъявить государственному регистратору паспорт с соответствующей отметкой. Уполномоченное им лицо должно предъявить свой паспорт и документ, который удостоверяет его полно­мочия.

Государственному регистратору запрещается требовать дополнительные, не предусмотренные Законом, документы для проведения государственной регистрации физического лица — предпринимателя.

Срок государственной регистрации не должен превышать 2 рабочих дней от даты поступления документов для прове­дения государственной регистрации физического лица — предпринимателя. Не позднее следующего рабочего дня с даты государственной регистрации государственный реги­стратор оформляет и выдает (высылает заказным письмом) свидетельство о государственной регистрации физического лица — предпринимателя.

  1. Порядок проведения государственной регистрации юридических лиц

Государственная регистрация юридических лиц прово­дится государственным регистратором в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной, районной в городах Киеве и Севастополе госу­дарственной администрации по месту нахождения юриди­ческого лица.

Для проведения государственной регистрации юриди­ческого лица учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо должны лично подать государственному регист­ратору (прислать заказным письмом с описью вложения) такие документы:

  1. Заполненную регистрационную карточку на прове­дение государственной регистрации юридического лица. Ею является документ установленного образца, который на момент государственной регистрации подтверждает волеизъявление лица относительно внесения соответст­вующих записей в Единый государственный реестр. После государственной регистрации регистрационная карточка выполняет функцию периодического информирования государственного регистратора относительно актуальности указанных записей, сделанных в Едином государственном реестре.

2.Экземпляр оригинала или нотариально заверенную копию решения учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица в случаях, предусмот­ренных законом.

Наличие или отсутствие этого документа, а также его форма обусловлены количеством учредителей юридическо­го лица, его организационноправовой формой, а также существованием отношений подчиненности учредителей другим лицам.

3.Два экземпляра учредительных документов.

К учредительным документам относятся: учредитель­ный акт, устав или учредительный договор, положение.

Учредительные документы юридического лица излага­ются письменно, прошиваются, пронумеровываются и подписываются учредителями (участниками), если законом не установлен другой порядок их утверждения. Подписи учредителей (участников) на учредительных документах, должны быть нотариально заверены. В случаях, предусмот­ренных законом, учредительные документы должны быть согласованы с соответствующими органами государствен­ной власти.

  • Документ, который удостоверяет внесение регистра­ционного сбора за проведение государственной регистрации юридического лица. Документом, который подтверждает
    внесения регистрационного сбора, является копия квитан­ции, выданной банком, или копия платежного поручения с отметкой банка.
  • Действительная справка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предприни­мателей о резервировании наименования юридического
    лица.

Законом « О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» предусмот­рено право учредителя (учредителей) юридического лица зарезервировать наименование юридического лица сроком на 2 месяца, а для открытых акционерных обществ — на 9 месяцев. Если эти лица воспользовались этим правом, к комплекту обозначенных выше документов, которые по­даются для государственной регистрации соответствующе­го юридического лица, прибавляется соответствующая справка.

  1. В случаях, предусмотренных законом, дополнительно подается (присылается) копия решения органов Антимоно­польного комитета России или Кабинета Министров России о выдаче разрешения на согласованные действия или на концентрацию субъектов хозяйствования.
  2. В случае государственной регистрации юридического лица, для которого законом установлены требования по формирования уставного фонда, дополнительно подается документ, подтверждающий внесение учредителем (учре­дителями) взноса (вклада) в уставный фонд юридического лица в размере, предусмотренном законом.
  3. В случае государственной регистрации открытых акционерных обществ дополнительно подается отчет о проведении подписки на акции, который удостоверен Го­сударственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку России.
  4. В случае государственной регистрации фермерского хозяйства дополнительно подается копия Государственно­го акта о праве частной собственности учредителя на землю
    или копия Государственного акта о праве на постоянное пользование учредителем землей, или нотариально заве­ренная копия договора о праве пользования землей учре­дителем, в частности на условиях аренды.
  5. В случае государственной регистрации юридическо­го лица, учредителем (учредителями) которого является иностранное юридическое лицо, дополнительно подается документ, подтверждающий регистрацию иностранного лица в стране местонахождения, в частности выписка из торгового, банковского или судебного реестра.

Кроме вышеприведенных документов, в случае, если они подаются лично учредителем или уполномоченным им лицом, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт и документ, который удостоверяет его полномочия (доверенность). Государственному регист­ратору запрещается требовать дополнительные, не предусмотренные законом, документы для проведения государ­ственной регистрации юридического лица.

Срок государственной регистрации не должен превы­шать 3 рабочих дней от даты поступления документов для проведения государственной регистрации юридического лица. Не позднее следующего рабочего дня с даты государ­ственной регистрации государственный регистратор дол­жен оформить и выдать (прислать заказным письмом с описью вложения) учредителю или уполномоченному им лицу свидетельство о государственной регистрации юри­дического лица вместе с одним экземпляром оригинала учредительных документов с отметкой государственного регистратора о проведении государственной регистрации юридического лица.

  1. Перечень документов, не­обходимых для осуществления регистрации.

  2. Для регистрации юридического лица как субъекта предпринима­тельской деятельности собственник или уполномоченное им лицо (зая­витель) должен лично подать государственному регистратору (отослать заказным письмом с описью вложенного) следующие документы:
  • заполненную регистрационную карточку на проведение государ­ственной регистрации юридического лица. В регистрационной карточ­ке указывается: деятельности с указанием его организационноправовой формы;
  • местонахождение;
  • фамилия, имя, отчество руководителя и адрес его местожитель­ства, паспортные данные, номер телефона, телефакса;
  • форма собственности;
  • до пяти основных видов деятельности за текущий год;
  • если предусмотрены филиалы, представительства или отделе­ния, то указывается их количество, а на обратной стороне приводятся данные о них, в том числе их местонахождение;
  • должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона лица, кото­рое заполнило регистрационную карточку;
  • дата заполнения карточки и подпись лица;

копию решения учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица в случаях, предусмотренных законом. Если собственников или уполномоченных ими органов два и более, то решением об учреждении корпоративного юридического лица является учредительный договор. Учредительным договором является консенсуальное соглашение, которое регулирует взаимоотношения между основателями в процессе создания и деятельности юридического лица — субъекта предпринимательской деятельности. В связи с этим следует иметь в виду, что подписи физических лиц  основателей в кор­поративной предпринимательской структуре должны быть нотариаль­но заверены;

два образца установочных документов, если согласно действующе­му законодательству для создаваемой организационноправовой фор­мы предприятия предусматривается устав. Боль­шинство  юридических лиц — субъектов предпринимательства, в том числе такие хозяйственные общества, как акционерные, общества с ог­раниченной ответственностью, общества с дополнительной ответствен­ностью действуют на основании и учредительного договора и устава. Государственные и коммунальные предприятия действуют лишь на основании устава;

Однако действующие законодательство предусматривает заверение подписей физи­ческих лиц и администрацией (руководителем) предприятия, учреждения или организа­ции, где они работают или по месту проживання в жилищном органе.

В соответствии со ст. 10 Закона России «О государственной регист­рации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» за проведение государственной регистрации взимается регистрационный сбор в размере:

  • десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан — за
    проведение государственной регистрации юридического лица;
  • двух необлагаемых налогом минимумов дохода граждан за
    проведение государственной регистрации физического лица—предпринимателя.
  • Если проводилось резервирование наименования юридического лица, то, кроме документов, дополнительно подается действующая информация с Единого государственного реестра о резервировании наименования юридического лица.
  • В случаях, предусмотренных законом, кроме документов, предус­мотренных в п. 1, дополнительно подается (присыпается) копия реше­ния органов Антимонопольного комитета России или Кабинета Ми­нистров России о даче разрешения на согласованные действия.
  • При государственной регистрации юридического лица, для кото­рого законодательством установлены требования относительно форми­рования уставного фонда, дополнительно подается документ, который подтверждает факт внесения учредителями взносов в уставной фонд юридического лица в размере, установленном законом.
  • При государственной регистрации открытого акционерного об­щества дополнительно подается отчет о проведении открытой подпис­ки на акции, который удостоверяется Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовом рынке России.
  • В случае государственной регистрации сельского (фермерского) хозяйства, государственному регистратору дополнительно подается копия Государственного акта на право частной собственности учре­дителя на землю или копия Государственного акта на право постоян­ного пользования землей учредителем, или нотариально заверенная копия договора на право пользования землей учредителем на услови­ях аренды.
  1. При государственной регистрации юридического лица, учредите­лем которого является иностранное юридическое лицо, должен быть
    подан документ, подтверждающий регистрацию иностранного лица
    в государстве его местонахождения, то есть выписка из торгового, бан­ковского или судебного реестра, который соответствует требованиям,
    предъявляемым к оформлению документов, которые подаются государ­ственному регистратору. Собственно, речь идет о подтверждении уза­конения иностранного основателя и определении его национальности.

 

  1. Государственная регистрация внесения изменений в учредительные документы юридических лиц. Государственная регистрация изменений в сведения о физическом лице — предпринимателе

Государственная регистрация внесения изменений в учредительные документы юридических лиц субъектов предпринимательской деятельности.

Для проведения государственной регистрации измене­ний в учредительные документы юридическое лицо долж­но подать (прислать заказным письмом с описью вложения) такие документы:

  • заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации изменений в учре­дительные документы юридического лица;
  • экземпляр оригинала или нотариально заверенную копию решения о внесении изменений в учредитель­ные документы;
  • оригиналы учредительных документов юридическо­го лица с отметкой об их государственной регистрации или документ, который подтверждает внесение платы за публикацию в специализированном печатном средстве массовой информации сообщения о потере ори­гиналов учредительных документов;
  • 2 экземпляра изменений в учредительные документы юридического лица в виде отдельных приложений или 2 экземпляра учредительных документов в новой редакции;
  • документ, который подтверждает внесение регистра­ционного сбора за проведение государственной реги­страции изменений в учредительные документы.

В случае внесения изменений в устав, которые связаны с уменьшением уставного фонда юридического лица, кроме указанных документов дополнительно подается документ, который подтверждает внесения платы за публикацию в специализированном печатном средстве массовой инфор­мации соответствующего сообщения.

В случае внесения изменений в учредительные докумен­ты, которые связаны с изменением состава учредителей (участников) юридического лица, кроме указанных доку­ментов дополнительно подается или копия решения о вы­ходе юридического лица из состава учредителей (участни­ков), удостоверенная в установленном порядке, или нота­риально заверенная копия заявления физического лица о выходе из состава учредителей (участников), или нотари­ально заверенная копия документа о переходе доли участ­ника в уставном капитале общества, или нотариально за­веренный документ о передаче права учредителя (участни­ка) другому лицу, или решение уполномоченного органа юридического лица о принудительном исключении учре­дителя (участника) из состава учредителей (участников) юридического лица, если это предусмотрено законом или учредительными документами юридического лица.

В случае внесения изменений в учредительные докумен­ты, которые связаны с изменением состава учредителей (участников) юридического лица на основании факта смер­ти физического лица — учредителя (участника) и отказа других учредителей (участников) принять наследника (на­следников) умершего в состав учредителей, кроме перечис­ленных документов дополнительно подается нотариально заверенная копия свидетельства о смерти физического лица или соответствующая справка органа регистрации актов гражданского состояния или судебное решение об объявле­нии гражданина умершим.

В случае внесения изменений в учредительные докумен­ты, которые связаны с изменением наименования юриди­ческого лица, кроме указанных документов дополнительно подается свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

Если документы для проведения государственной реги­страции изменений в учредительные документы юридиче­ского лица подаются лицом, которое в соответствии со све­дениями, внесенными в Единый государственный реестр, имеет право совершать юридические действия от имени юридического лица без доверенности, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт.

Если такие документы подаются другим представителем юридического лица, государственному регистратору допол­нительно предъявляется паспорт и документ или нотари­ально заверенная копия документа, который удостоверяет полномочия представителя.

Проведение государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица осуществ­ляется согласно процедурам, предусмотренным для прове­дения государственной регистрации юридического лица.

Государственная регистрация изменений в сведения о физическом лице субъекте предпринимательской дея­тельности.

Изменения в сведения о физическом лице — предпри­нимателе, которые содержатся в Едином государственном реестре, а именно изменения относительно имени физического лица, места его проживания, идентификационного номера физического лица — налогоплательщика или номе­ра и серии паспорта физического лица, которое в силу своих религиозных или иных убеждений отказалось от принятия идентификационного номера и официально со­общило об этом в соответствующие органы государственной власти и имеет отметку в паспорте, вступают в силу со дня их государственной регистрации.

Для проведения государственной регистрации измене­ний в сведения о физическом лице — предпринимателе последним подаются государственному регистратору лично (присылаются заказным письмом с описью вложения) такие документы:

— заполненная регистрационная карточка на проведе­ние государственной регистрации изменений в сведе­ния о физическом лице — предпринимателе;

  • оригинал свидетельства о государственной регистра­ции физического лица — предпринимателя;
  • документ, который подтверждает уплату регистра­ционного сбора за государственную регистрацию изменений в сведения о физическом лице — предпри­нимателе;
  • копия справки об изменении идентификационного номера физического лица — налогоплательщика.

Физическое лицо, которое в силу своих религиозных или иных убеждений отказалось от принятия идентификаци­онного номера и официально сообщило об этом в соответст­вующие органы государственной власти, для проведения государственной регистрации изменений в сведения о фи­зическом лице — предпринимателе должно лично предъя­вить государственному регистратору паспорт с соответст­вующей отметкой.

Лицо, уполномоченное провести государственную реги­страцию изменений в сведения о физическом лице — пред­принимателе, также должно предъявить свой паспорт и документ, который удостоверяет его полномочия.

Государственная регистрация изменений в сведения о физическом лице — предпринимателе осуществляется по процедурам, предусмотренным для проведения государ­ственной регистрации физического лица — предпринима­теля.

6.Основания  и общие положения для прекращения юридических лиц

Основаниями для прекращения юридических лиц являются опреде­ленные юридические факты, которые предусмотрены в законе. При их наступлении юридическое лицо должно прекратить свою деятель­ность.

Юридическое лицо ликвидируется:

  • по решению его учредителей
  • в связи с признанием судом недействительной государственной регистрации юридического лица
  • из-за допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устра­нить,
  • по решению суда в случае осуществления деятельности без над­лежащего разрешения (лицензии) или запрещенной законом
  • Требование о ликвидации юридического лица может быть предъяв­лено в суд органом, который осуществляет государственную регистра­цию, а также участником юридического лица.Юридическое лицо считается прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр предприятий и организаций России (ЕГРПОУ).
  • Причины для прекра­щения юридического лица могут быть различные: достижение цели деятельности; истечение срока, на который оно было создано; прекра­щение государственной регистрации вследствие занятия запрещенны­ми видами деятельности; имущественная несостоятельность и т. д.

Юридическое лицо прекращается в результате передачи всего сво­его имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам (слияние, присоединение, разделение) или в резуль­тате ликвидации (ст. 104  России).

Вследствие ликвидации юридического лица оно перестает суще­ствовать и полностью прекращает свою деятельность.

В зависимости от того, зависит ли ликвидация юридического лица от воли его участников, различают самоликвидацию и принудительную ликвидацию.

Самоликвидация происходит по решению участников, т. е. по их собственной воле. В частности, самоликвидация может происходить вследствие того, что были достигнуты цели организации, которые ста­вились при ее создании.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда, хозяй­ственного суда независимо от воли учредителей. Например, принуди­тельная ликвидация может стать последствием банкротства юриди­ческого лица. Другое основание для принудительной ликвидации — занятие юридического лица запрещенными видами деятельности.

  1. Учредительные документы юридических лиц субъектов предпринимательской деятельности

Понятие «учредительные документы» косвенно указы­вает на то, что результатом их составления и регистрации в установленному законом порядке является создание со­ответствующего «учреждения», т. е., в широком смысле юридического лица.

В отличие от юридических лиц, для которых характер­на специальная правоспособность (характеризуется тем, что юридическое лицо имеет право заниматься лишь теми видами деятельности, которые указаны в его учредитель­ных документах), физическое лицо — субъект предприни­мательской деятельности пользуется универсальной правоспособностью (т. е. способностью заниматься любой деятельностью, которая не противоречит законодательст­ву). Физические лица — субъекты предпринимательской деятельности действуют не на основании учредительных документов, а на основании свидетельства о государствен­ной регистрации субъекта предпринимательской деятель­ности. Несмотря на это, физическое лицо не освобождается от обязанности получать лицензии, патенты, разрешения на тот вид деятельности, которым оно фактически занима­ется (если, конечно, такая деятельность подлежит лицен­зированию, или для ее осуществления в соответствии с за­конодательством требуется определенное разрешение). К учредительным документам относятся:

  • учредительный акт;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • положение.

На основании учредительного акта действуют учрежде­ния;

На основании положения — юридические лица публич­ного права (органы государственной власти, органы местного самоуправления и т.п.).

Для юридических лиц — субъ­ектов предпринимательской деятельности характерно наличие 2 документов, которые относятся к категории уч­редительных — устава и учредительного договора.

На первом общем собрании учредители (участники) бу­дущего юридического лица должны решить ряд вопросов организационного характера. Поэтому решение собрания учредителей по этим вопросам (впрочем, как и по любым другим) в обязательном порядке оформляются протоколом, который подается вместе с учредительными документами в орган регистрации.

Устав субъекта хозяйствования должен содержать све­дения о его наименовании и местонахождении, цели и предмете деятельности, размере и порядке образования уставного и других фондов, порядке распределения прибы­ли и убытков, об органах управления и контроля, их ком­петенции, условиях реорганизации и ликвидации субъекта хозяйствования, а также другие предусмотренные законо­дательством сведения, связанные с особенностями органи­зационной формы субъекта хозяйствования. Иными словами, устав юридического лица определяет его структуру, виды и направления деятельности, порядок управления и прочие вопросы деятельности собственно субъекта пред­принимательской деятельности?

В учредительном договоре учредители обязуются соз­дать субъект хозяйствования; определяют порядок совме­стной деятельности по его созданию; условия передачи ему своего имущества; порядок распределения прибыли и убыт­ков, управления деятельностью субъекта хозяйствования и участия в нем учредителей; порядок выбытия и вхожде­ния новых учредителей; другие условия деятельности субъекта хозяйствования, которые предусмотрены законом, а также в соответствии с законом порядок его реорганиза­ции и ликвидации. В отличие от устава, главным для учре­дительного договора является определение всех параметров взаимоотношений между участниками юридического лица, прежде всего имущественного и организационного харак­тера — их прав и обязанностей, порядка внесения вкладов, порядка распределения прибыли и убытков и т.п.

Учредительные документы юридического лица излага­ются письменно, прошиваются, пронумеровываются и, если законом не установлен иной порядок их утверждения, под­писываются учредителями (участниками). Процедура именно «утверждения» предусмотрена законодательством в отношении устава. Он, в отличие от учредительного дого­вора, который подписывается учредителями, утверждается собранием учредителей.

Подписи учредителей (участников) на учредительных документах должны быть нотариально заверены.