Порядок запрета, приостановления, прекращения и лицензирования предпринимательской деятельности. Легализация  предпринимательства.

План:

  1. Случаи запрета занятия предпринимательской деятельностью физическим лицам
  2. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования
  3. Отмена государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
  4. Лицензирование предпринимательской деятельности.
  5. Легализация субъектов предпринимательства
  1. Случаи запрета занятия предпринимательской деятельностью физическим лицам

Право на осуществление не запрещенной законом пред­принимательской деятельности, и, соответственно, получе­ние статуса гражданинапредпринимателя имеет физическое лицо с полной гражданской дееспособностью. Но достижение определенного возраста (регистрация брака, рождение ре­бенка и т.п.) не является безусловным свидетельством нали­чия у лица полной гражданской дееспособности.

Гражданская дееспособность ограничивается у физиче­ских лиц, страдающих психическим расстройством, что существенным образом влияет на их способность сознавать значение своих действий и (или) руководить ими; у лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотически­ми средствами, токсичными веществами и т.п. и тем самым ставящих себя или свою семью, а также других лиц, кото­рых они по закону обязаны содержать, в затруднительное материальное положение (ст. 36). Гражданская дееспособ­ность ограничивается у физических лиц, признанных не­дееспособными, если они вследствие хронического, стой­кого психического расстройства не способны осознавать значение своих действий и (или) руководить ими (ст. 39 ). На объем дееспособности и, соответственно, на возмож­ность получить статус субъекта предпринимательской деятельности влияют и другие факторы, в частности, вид трудовой деятельности физического лица.

Так, не допускается занятие предпринимательской дея­тельностью должностными лицами органов государствен­ной налоговой службы (ч. 4 ст. 15 Закона России от 4 декабря 1990 г. «О государственной налоговой службе в Украине» (в редакции Закона от 24 декабря 1993 г.); про­курорами и следователями прокуратуры (ч. 5 ст. 46 Закона России от 5 ноября 1991 г. «О прокуратуре»); военнослу­жащими (абз. 4 ч. 1 ст. 8 Закона России от 20 декабря 1991 г. «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей»); нотариусами (ч. 2 ст. 3 Закона России от 2 сентября 1993г. «Онотариате»); государственными служащими (п. «б» ч. 1 ст. 5 Закона России от 5 октября 1995 г. «О борьбе с коррупцией»); соответствующими долж­ностными лицами органов местного самоуправления (см., в частности, ч. 4 ст. 12, ч. 2 ст. 50, ч. 3 ст. 55 Закона России от 21 мая 1997 г. «О местном самоуправлении в Украи­не») и т.п.

Наконец, согласно ст. 5 Декрета Кабинета Министров России от 31 декабря 1992 г. № 2492 «Об упорядочении деятельности субъектов предпринимательской деятельно­сти, созданных с участием государственных предприятий» руководителям, заместителям руководителей государст­венных предприятий, учреждений и организаций, их структурных подразделений, а также должностным лицам государственных органов, органов местного и региональ­ного самоуправления запрещается непосредственно зани­маться предпринимательской деятельностью.

  1. Государственная регистрация прекращения субъектов хозяйствования

Государственная регистрация прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица осуществляется по его (или его органов) решению (добровольное прекращение), либо на основании решения суда или в результате смерти гражданина (принудительное прекращение).

Обращает на себя внимание то, что законодатель в ряде законодательных актов (например, ст.ст. 58, 247 ХК России, ст. 32 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом») применяет понятия «отмены (прекращения) государственной регистрации«, «исключения из государственного реестра» и т.п. В связи со вступлением в силу Закона «О государственной регистрации …» следует говорить о том, что все названные процедуры осуществляются путем государственной регистрации прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности гражданина.

Государственную регистрацию прекращения (деятельности) субъекта хозяйствования следует отличать от его ликвидации.

Во-первых, ликвидация может быть применена лишь к субъектам хозяйствования – юридическим лицам. Граждане предпринимателя для прекращения своей предпринимательской деятельности осуществляют «подготовительные мероприятия», требуемые законом для лишения их статуса предпринимателя (в основном они заключаются в процедуре снятия граждан с учета как предпринимателей в налоговых и других органах).

Во-вторых, ликвидация является организационноимущественной процедурой, направленной на фактическое прекращение субъекта хозяйствования – юридического лица, необходимым условием которого являются расчеты с кредиторами и дебиторами, составление ликвидационного баланса, передача документов в архив, уничтожение печатей, закрытие счетов, снятие такого субъекта с учета в контролирующих органах и т.п. В то время как государственная регистрация такого прекращения – формальная процедура, представляющая собой запись об исключении соответствующего субъекта из государственного реестра.

В-третьих, ликвидация осуществляется органом, назначенным самим субъектом хозяйствования (при добровольном прекращении) или органом, назначенным судом (при принудительном прекращении), а государственная регистрация прекращения юридического лица – государственным регистратором.

Процедура прекращения (деятельности) субъекта хозяйствования различна для физических и юридических лиц.

Государственная регистрация прекращения юридических лиц – субъектов хозяйствования охватывает два формальных и один фактический (второй из нижеуказанных) этапы:

  • государственная регистрация решения учредителей юридического лица либо судебного решения о прекращении юридического лица;
  • проведение ликвидационной процедуры либо мероприятий по реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования);
  • внесение записи в реестр о государственной регистрации прекращения юридического лица.

При банкротстве процедура государственной регистрации прекращения юридического лица имеет свои особенности связанные с тем, что ликвидационная процедура может не повлечь прекращение субъекта хозяйствования. Поэтому первой стадией в этом случае выступает регистрация судебного решения о возбуждении производства по делу о банкротстве. Окончательная – третья стадия – может наступить лишь в том случае, если суд по результатам ликвидационной процедуры вынесет решение о прекращении юридического лица – банкрота. Однако возможна ситуация, когда удовлетворение должником требований кредиторов повлечет прекращение процедуры банкротства. В этом случае не только не производится государственная регистрация прекращения юридического лица, но и вносится запись в Единый государственный реестр о прекращении процедуры банкротства.

Закон «О государственной регистрации …» выделяет исчерпывающий перечень оснований для принятия решения суда о прекращении юридического лица, не связанного с банкротством (ст. 38):

  • признание недействительной записи о проведении государственной регистрации за нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, которые нельзя устранить.
  • осуществление им деятельности, противоречащей учредительным документам, или запрещенной законом;
  • несоответствие минимального размера уставного фонда юридического лица требованиям законодательства;
  • непредставление в течение года в налоговые органы налоговых деклараций, документов финансовой отчетности в соответствии с законом;
  • наличие в Едином государственном реестре записи о об отсутствии юридического лица по указанному им местонахождению.

Обращает на себя внимание тот факт, что государственный регистратор, выявив какиелибо нарушения закона, имевшие место при регистрации субъекта хозяйствования – юридического лица, не может самостоятельно отменить запись о государственной регистрации или произвести запись о прекращении зарегистрированного субъекта. Только судебное решение может служить основанием для принудительного прекращения юридического лица.

В содержании данных оснований можно отметить ряд законодательных новелл по сравнению с ранее действовавшим Законом «О предпринимательстве».

Во-первых, устранено такое основание отмены государственной регистрации (сейчас – государственной регистрации прекращения юридического лица), как несвоевременное (в течение 30–дневного срока) уведомление субъектом предпринимательства об изменении его названия, организационной формы или формы собственности. Сейчас единственным последствием такого поведения выступает отсутствие юридической силы изменений в учредительные документы до их государственной регистрации.

Во-вторых, законодатель отказался от процедуры отмены государственной регистрации при отсутствии уведомления субъекта предпринимательства об изменении своего местонахождения свыше 7 дней. Такая санкция была излишне репрессивной. Сейчас аналогичную меру можно применить лишь по результатам окончания календарного года, когда юридическое лицо в течение месячного срока не предоставит государственному регистратору новую регистрационную карточку о подтверждении сведений о себе, а дополнительное уведомление государственного регистратора останется без внимания (ч. 7 ст. 19 Закона «О государственной регистрации…»).

В-третьих, нарушения закона, допущенные при создании субъекта хозяйствования – юридического лица, теперь могут служить основанием для принятия судебного решения о прекращении юридического лица лишь в том случае, когда их нельзя устранить.

В-четвертых, введено такое основание судебного решения о прекращении юридического лица как несоответствие минимального уставного фонда юридического лица требованиям законодательства.

Данная новелла связана с соответствующими положениями ст. 144, 155  и ст. 74 ХК России относительно необходимости соответствия чистых активов акционерного общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, государственного коммерческого предприятия минимальному размеру уставного фонда (капитала), установленному законодательством. Последствием такого несоответствия является ликвидация субъекта хозяйствования.

Государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности физического лица регулируется разделом VI Закона «О государственной регистрации …», который предусматривает основания прекращения предпринимательской деятельности физического лица, отличающиеся от оснований прекращения юридического лица. Разумеется, что при таком прекращении физическое лицо лишается правового статуса предпринимателя, но не лишается прав человека и гражданина. Например, в результате такого прекращения, гражданин утрачивает право заключать договор аренды государственного имущества согласно ст. 6 Закона «Об аренде государственного и коммунального имущества» в редакции от 14.03.95, так как такое право предоставлено только гражданампредпринимателям и юридическим лицам.

Добровольное прекращение предпринимательской деятельности гражданина может осуществляться в любое время по его решению.

Принудительное прекращение предпринимательской деятельности гражданина осуществляется в случае его смерти либо постановления судебного решения. Указанные судебные решения могут быть трех видов:

  • судебное решение об объявлении физического лица умершим или признании безвестно отсутствующим;
  • судебное решение о признании физического лица недееспособным или об ограничении его дееспособности;
  • судебное решение о прекращении предпринимательской деятельности физического лица в качестве хозяйственной санкции при:
  • признании физического лица банкротом;
  • осуществлении им предпринимательской деятельности, запрещенной законом;
  • непредставлении в течение года налоговым органам налоговых деклараций, документов финансовой отчетности, требуемых законом.

Процедура государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности гражданина основывается на тех же принципах, что и регистрация прекращения юридического лица: (1) первоначально регистрируется решение предпринимателя либо суда о прекращении соответствующей деятельности, (2) затем оформляются документы, подтверждающие снятие предпринимателя с учета в контролирующих органах, и (3) в завершение, по результатам получения этих документов и заполненной регистрационной карточки государственный регистратор вносит в Единый государственный реестр запись о прекращении предпринимательской деятельности физического лица. Предоставление соответствующих документов государственному регистратору осуществляется самим предпринимателем либо органом, уполномоченным судом.

Упрощенный порядок государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности гражданина применяется при его смерти либо вынесении судебного решения об объявлении физического лица умершим или признании его безвестно отсутствующим. В этих случаях государственный регистратор на основании свидетельства о смерти гражданина или судебного решения самостоятельно заполняет соответствующую регистрационную карточку и вносит запись в Единый государственный реестр о прекращении предпринимательской деятельности физического лица.

  1. Отмена государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности возникают различные ситуации, которые влекут за собой реорганизацию, слияние, приоста­новку деятельности юридического лица, отмену государственной регистрации. В связи с этим отмена государственной регистрации юриди­ческих лиц проводится в результате передачи всего своего имущества, прав и обязательств другим юридическим лицам — правопреемникам в случае слияния, присоединения, разделения, реорганизации или в ре­зультате ликвидации.

Для внесения в Единый государственный реестр записи о ликвида­ции юридического лица учредители (участники) юридического лица или уполномоченный ими орган, или лицо должны подать государ­ственному регистратору следующие документы:

  • нотариально заверенную копию решения учредителей или упол­номоченного ими органа о ликвидации юридического лица;
  • публикации в периодической печати сведений о ликвидации предпринимателя;
  • в случаях, предусмотренных законодательством (для юридиче­ских лиц, которые создаются или ликвидируются по распоряжению го­сударства), предоставляется документ, подтверждающий получение разрешения на отмену государственной регистрации.

При отмене государственной регистрации вследствие слияния юри­дических лиц или присоединения решение в отношении ликвидации юридического лица или юридических лиц скрепляются подписью уполномоченного лица субъекта, который ликвидируется, и подписью юридического лица — правопреемника.

При принятии решения государственным регистратором о допуске поданных документов по ликвидации юридического лица к рассмотре­нию учредители или уполномоченный ими орган обязаны не позднее двух рабочих дней с момента поступления документов государственно­му регистратору согласовать с государственным регистратором назна­чение комиссии: ликвидатора, ликвидационной комиссии, порядок и сроки ликвидации юридического лица.

Для проведения отмены государственной регистрации юридическо­го лица вследствие его ликвидации председатель ликвидационной ко­миссии после окончания процедуры лик­видации, которая предусмотрена законом, но не раньше двух месяцев с дня публикации в специализированном издании объявлении о ликви­дации юридического лица должен подать государственному регистра­тору следующие документы:

  • заполненную регистрационную карточку на проведение государ­ственной регистрации, аннулирования юридического лица в связи с его ликвидацией;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • оригинал учредительных документов;
  • акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, утвержденный решением учредителей или уполномоченным ими орга­ном;
  • справку с государственного налогового органа о снятии юриди­ческого лица с учета плательщика налогов;
  • справку с Пенсионного фонда о снятии с учета;
  • справку с органов социального страхования о снятии с учета;
  • справку с архивного управленім о принятии документов, кото­рые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению.

В случаях, установленных законом, необходимо дополнительно предоставить государственному регистратору выводы аудитора в отно­шении достоверности и полноты ликвидационного баланса.

При отсутствии оснований для отказа в рассмотрении дела по отме­не государственной регистрации юридического лица вследствие его ликвидации государственный регистратор должен внести в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регис­трации отмены юридического лица вследствие его ликвидации.

Аннулировать регистрацию, а вместе с ней и прекратить деятель­ность юридического лица можно и по решению суда, не связанного с признанием субъекта банкротом.

Основанием для вынесения судебного решения прекращения юриди­ческого лица, не связанного с признанием его банкротом, являются:

  • признание недействительной записи о проведении государствен­ной регистрации на основании нарушения закона, допущенного при создании юридического лица, которые невозможно устранить;
  • осуществление юридическим лицом деятельности, которая про­тиворечит учредительным документам, или она признана такой, что противоречит закону;
  • несоответствие минимальным требованиям в отношении устав­ного фонда;
  • не подача на протяжении года в органы налоговой службы дек­лараций, документов финансовой отчетности в соответствии с действу­ющим законодательством;
  • наличие в Едином государственном реестре записи об отсут­ствии юридического лица по указанному местонахождению.

Прекращение предпринимательской деятельности физического лица предпринимателя

Прекращение предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя проводится на основании:

  • личного решения предпринимателя прекратить предпринимательскую деятельность;
  • в связи со смертью физического лица — предпринимателя;
  • в связи с решением суда о признании физического лица умер­шим или безвести пропавшим;
  • судебного решения о признании физического лица недееспособ­ным или ограниченным в дееспособности;
  • решения суда о прекращении предпринимательской деятельнос­ти физического лица — предпринимателя.

Основанием для решения суда о прекращении предпринимательской деятельности физическим лицом — предпринимателем является:

  • признание физического лица предпринимателя банкротом;
  • осуществление предпринимателем деятельности, запрещенной законом;
  • не подача на протяжении года в органы налоговой службы дек­лараций, документов финансовой отчетности в соответствии с действу­ющим законодательством.

Для прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя предприниматель или уполномоченное им лицо должны подать государственному регистратору следующие доку­менты:

  • заявление собственника;
  • документы, подтверждающие факт сдачи отчетности по не бюд­жетным фондам и налоговой администрации;
  • справку из архива о факте сдачи документов.

 

  1. Лицензирование предпринимательской деятельности.

Понятие лицензирования. Виды лицензий

Государственную политику в сфере лицензирования осуществляет Кабинет Министров России, специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, а также орган исполнительной власти, ус­тановленный Кабинетом Министров России, специально уполномо­ченные исполнительные органы советов, уполномоченные проводить лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности.

Перечень лицензируемых видов деятельности, порядок получения лицензии, государственный контроль в сфере лицензирования, ответ­ственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в данной сфере лицензирования предус­мотрены Законом России «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

Лицензированию предшествует ряд предпосылок общего и специ­ального характера. К предпосылкам общего характера относятся: вопервых, прохождение субъектами предпринимательства в установ­ленном порядке государственной регистрации и, вовторых, наличие в учредительных документах юридических лиц — субъектов пред­принимательства видов деятельности, подлежащих лицензированию. К предпосылкам специального характера относятся, например, соот­ветствие хозяйственного субъекта специальным требованиям, предус­мотренным лицензионным условиям.

Лицензирование осуществляется добровольно, исключительно по воле субъекта предпринимательства, поэтому для предпринимателей лицензирование можно рассматривать и как соглашение, направленное на получение необходимого элемента предприниматель­ской дееспособности. Однако до момента получения лицензии субъек­ты предпринимательства не вправе заниматься соответствующими видами деятельности. Для государственных органов, уполномоченных проводить лицензирование, поданное хозяйствующим субъектом в над­лежащей форме заявление и установленный перечень документов для получения лицензии является обязательным. Без достаточных основа­ний, предусмотренных ст. 11 указанного закона, орган лицензирования не вправе отказать в выдаче лицензии.

Согласно ст. 1 Закона России «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (далее Закон о лицензировании) лицензирование — это выдача, переоформление и аннулирование ли­цензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатом лицензи­онных условий, вынесение распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении наруше­ний законодательства в сфере лицензирования. Под  лицензированием следует понимать деятельность лицензион­ных органов по выдаче, переоформлению, аннулированию лицензий и совершению иных действий в области осуществления лицензирова­ния.

Лицензирование согласно ст. 3 Закона осуществляется на основа­нии следующих принципов:

  • обеспечения равенства прав, законных интересов всех субъектов хозяйствования;
  • защиты прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, защиты окружающей природной среды и обеспечения безопасности государства;
  • установления единого порядка лицензирования видов хозяй­ственной деятельности на территории России;
  • установления единого перечня видов хозяйственной деятельно­сти, подлежащих лицензированию.

Сам термин «лицензия» имеет несколько толкований. Его можно рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах:

  • как разрешение на экспорт (импорт) товаров в течение опреде­ленного периода времени (в соответствии со ст. 1 Закона России «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г.);
  • как разрешение на использование в предпринимательской дея­тельности запатентованного объекта промышленной собственности (Закон России «Об охране прав на изобретения и полезные модели» от 15.12.98 г.);
  • как специальное разрешение, которое выдается органом испол­нительной власти, установленным Кабинетом Министров России или специально уполномоченным органом лицензирования некоторых видов хозяйственной деятельности (ст. 1 Закона России «О лицензи­ровании определенных видов хозяйственной деятельности»).

Лицензия является единственным документом разрешительного харак­тера, который дает право на занятие определенными видами деятель­ности, которые в соответствии с законодательством подлежат ограни­чению.

Лицензии согласно ст. 1 Закона России «О внешнеэкономической деятельности» подразделяются на:

открытые (индивидуальные) лицензии — это разрешение на экспорт (импорт) товаров в течение определенного периода времени (но не менее одного месяца) с определением его общего объема;

  • генеральные лицензии — это открытое разрешение на экспорт­ные (импортные) операции по определенному товару (товарам) и/или с определенной страной (группой стран) в течение периода действия режима лицензирования по этому товару (товарам);
  • исключительные лицензии — предоставляют монопольное пра­во на осуществление определенного вида деятельности. Выдается крайне редко и зачастую связаны с использованием объекта права ин­теллектуальной собственности;
  • разовые лицензии разовое разрешение, имеющее именной характер, выдается для осуществления каждой отдельной операции конкретным субъектам предпринимательства на период не более, чем технологично необходимый для осуществления такой лицензионной операции.

В соответствии с Законом о лицензировании субъект хозяйствова­ния, получивший в установленном порядке лицензию, получает осо­бый статус и будет именоваться «лицензиатом», до получения лицен­зии он именуется «заявителем».

  1. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, пре­дусмотрен ст. 9 Закона России «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

Действие данного Закона распространяется на всех субъектов хо­зяйствования. В то же время необходимо отметить, что существует отдельный порядок лицензирования некоторых видов деятельности.

В соответствии со ст. 9 Закона России «О лицензировании опре­деленных видов хозяйственной деятельности» приведен пример нескольких видов деятельности подлежащих лицензированию:

  • поиск (разведка) полезных ископаемых;
  • производство и ремонт огнестрельного оружия невоенного на­
    значения и боеприпасов к нему, холодного оружия, пневматического
  • производство особо опасных химических веществ (по перечню,
    который определяется Кабинетом Министров России);
  • добыча полезных ископаемых
  • добыча драгоценных металлов и драгоценных камней.

Лицензирование иных видов деятельности, не вошедших в перечень ст.9 ЗУ, запрещено.

  1. Порядок выдачи, переоформления лицензий, получения дубликатов

Лицензия выдается на основании заявления субъекта предпринима­тельской деятельности установленного образца уполномоченным Ка­бинетом Министров России государственным органом.

Согласно требованиям ст. 10 Закона о лицензировании заявление о выдаче лицензии должно содержать следующие данные:

— сведения о заявителе (для физических лиц, субъектов предпри­нимательской деятельности: Ф.И.О., паспортные данные, идентифика­ционный номер физического лица — плательщика налогов и других обязательных платежей; для юридического лица — наименование, место нахождения, банковские реквизиты, идентификационный код);

— вид хозяйственной деятельности, предусмотренный ст. 9 Закона о лицензировании, на осуществление которого заявитель имеет наме­рение получить лицензию.

При наличии у заявителя филиалов и других обособленных подраз­делений, осуществляющих деятельность на основании полученной лицензии, в заявлении указывается их место нахождения.

К заявлению о выдаче лицензии прилагается копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательства (или копия справки о внесении в Единый государственный реестр предпри­ятий и организаций России, засвидетельствованная нотариально или органом, который ее выдал).

  1. Легализация субъектов предпринимательства Понятие и виды легализации предпринимательства

Занятие предпринимательством возможно лишь при условии его легализации, что вытекает из определения предпринимательства. Для  предпринимательства харак­терен признак легальности. Лишь тот субъект, который выполнил все предусмотренные законом требования относительно получения необхо­димых разрешений и представился уполномоченным государственным органам как предприниматель, может им считаться и получить государ­ственную поддержку и защиту в случае нарушения его законных прав и интересов. В противном случае осуществление предпринимательства без регистрации (легализации) рассматривается как теневое и пресле­дуется в уголовном порядке (установлена уголовная ответственность). Следовательно, деятельность предпринимателя должна протекать с раз­решения уполномоченных на то органов. Это касается как самой дея­тельности, так и ее вида, места способа, характера, объемов.

Легализация (legalize с англ. — узаконивать) рассматривается как узаконение или предоставление законной силы, переход на легальное положение, то есть чтобы получить статус предпринимателя, лицо должно в установленном законом порядке выполнить все необходимые для этого условия, а в дальнейшем получить соответствующие разре­шения. Практически все виды деятельности предпринимателей за ред­ким исключением проходят процесс легализации. Некоторые виды из них имеют перманентный характер, например лицензирование, патен­тование. Предприниматель, который предусмотрел в учредительных документах значительное количество видов деятельности, получает лицензии по мере необходимости и наличия средств для их оплаты. Начиная с одной  двух лицензий, он с течением времени приобретает еще и тем самым постоянно расширяет свою правосубъектность. В слу­чае истечения срока действия лицензии, ее приостановления или изъя­тия, он не может заниматься соответствующей деятельностью, т. к. его правосубъектность суживается. Это касается также патентов и серти­фикатов.

Легализация субъектов предпринимательской деятельности — не­обходимая обязательная предпосылка для участия в конкретных предпринимательских правоотношениях и функционирования на рынке. Лица, которые занимаются предпринимательством, но не прошли ле­гализацию, охватываются понятием теневого бизнеса и, соответствен­но, в зависимости от квалификации такой деятельности подлежат ад­министративной или уголовной ответственности.

Легализация свидетельствует о намерении лица заниматься предпри­нимательской деятельностью на законной основе, иметь соответствую­щие права и нести юридические обязанности (быть «прозрачным» для потребителя и государства). В значительной мере легализация как пра­вовая категория предпринимательства характеризует существующий в государстве правовой механизм предпринимательства и степень ува­жения к нему со стороны физических лиц. Легализация подытоживает социальные результаты правового регулирования и состояние упорядо­ченности предпринимательских правоотношений в области предприни­мательства.

Как было уже сказано, лишь через легализацию лица, которые реши­ли реализовать свое право на занятие предпринимательской деятельно­стью, приобретают предпринимательскую правосубъектность — воз­можность приобретать предпринимательские права и юридические обязанности. Эти права сводятся к возможности как заниматься самой предпринимательской деятельностью, так и быть субъектом коммер­ческого товарооборота.

Легализация предпринимательской деятельности — необходимое для государства явление, ведь по разным данным от 50 до 60 процен­тов украинской экономики имеет теневой характер. Легализация те­невого сектора экономики, его перевод в правовое поле даст возмож­ность снизить налоговое давление на легальный сектор и открыть возможности ее государственного инвестирования и выполнения про­грамм социальноэкономического развития.

Сущность легализации проявляется в осуществлении ряда последо­вательных, юридически значимых действий, направленных на приобретение прав и обязанностей предпринимателя (правосубъектности). С этой точки зрения легализация может рассматриваться как юриди­ческий состав — совокупность ряда необходимых юридических фак­тов. Учитывая это, можно выделить две группы правовых действий: внутренние и внешние. Соответственно и легализация бывает внутрен­няя и внешняя. Внутренняя легализация проявляется в инициативной стадии, проходит через организационную и заканчивается формализа­цией.

Иначе говоря, на этой стадии собственник наиболее удобным и без­опасным образом определяет свою роль, права и обязанности, органи­зационноправовую форму и ее структуру. На внутренней стадии опре­деляется, кто, собственно, будет главным, кто будет руководителем, от кого будет зависеть деятельность будущего предприятия и какова его организационноправовая форма. Недооценивать субъективный фактор руководства субъектом предпринимательской деятельности крайне близоруко. Поэтому именно на стадии создания предпринимательской структуры появляется лидер — формальный или неформальный, кото­рый и берет на себя организацию бизнеса. Даже если юридическое лицо имеет коллективное устройство, лидеру, специалисту отводиться особая роль. Именно руководитель представляет субъекта предприни­мательства во всех правоотношениях, определяет стратегию и тактику при осуществлении предпринимательской деятельности. Он и формиру­ет команду специалистов — исполнительный орган. Роль руководителя чрезвычайно важна: умный руководитель — коммерческая структура процветает, нет — рано или поздно станет банкротом. Руководитель коммерческой структуры должен быть указан уже при регистрации в регистрационной карточке.

К внутренней легализации относятся определение организационноправовой формы субъекта предпринимательства, вида его деятельнос­ти, месторасположения, структуры руководящих органов и их полно­мочий, правового положения собственника и учредителей, а при создании структурных подразделений и их правовое положение. Это находит свое закрепление в учредительном договоре, уставе, поло­жениях о структурных подразделениях, приказах собственника и т. д. Внутренняя легализация является предпосылкой внешней легализа­ции, ее стартовой позицией, определяет ее вид, порядок, схему.

Внешняя легализация начинается процедурой государственной ре­гистрации предпринимателя, после которой следует статистическая, разрешительная, налоговая, банковская, пенсионная, страховая, пожар­ная, санитарная и т. п..  После этого в рамках внешней легализации идет специальная  лицензирование, патентование, сертификация, квоти­рование, аккредитация и прочее.

Таким образом, легализация имеет перманентный характер и, учиты­вая вид деятельности и организационноправовую форму, идет постоян­но. Чем больше необходимых лицензий получил субъект предприни­мательской деятельности, тем шире объем его правосубъектности, тем больше его возможности участия в предпринимательских правоотно­шениях. Кроме этого, в процессе легализации уполномоченные на то государственные органы получают информацию о данном субъекте и могут осуществлять предписанные им права и исполнять обязанно­сти. На основании этого государство может прогнозировать экономи­ческие, социальные и иные процессы.

Таким образом, легализация    это последовательные юридически значимые действия лица, направленные на реализацию права на заня­тие предпринимательством, с целью узаконения этой деятельности и установления взаимоотношений с властнораспорядительными органами государственной власти.

Легализация является процессом узаконения этой деятельности. Важное значение для определения направления развития процесса и содержания внешней легализации имеет Указ Президента России «Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринима­тельской деятельности» от 3 февраля 1998 года, который направлен на осуществление комплекса мероприятий по устранению ограничений, которые сдерживают предпринимательскую деятельность, введение новых подходов к государственному регулированию предприниматель­ства. Основой такого подхода является дерегуляция предпринима­тельства — совокупность мероприятий, направленных на уменьше­ние вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность, устранение правовых, административных, экономиче­ских и организационных преград на пути развития предприниматель­ства. Эти мероприятия направлены на:

— упрощение порядка создания, регистрации и ликвидации субъек­тов предпринимательства;

— сокращение перечня видов предпринимательской деятельности, которые подлежат лицензированию и патентованию, нуждаются в получении сертификатов и других дорогих разрешений на осуществление предпринимательской деятельности;

  • лимитирование проверок и иных форм контроля за деятельнос­тью субъектов предпринимательской деятельности;
  • упрощение процедур таможенного оформления грузов при осуществлении экспортноимпортных операциях;
  • обеспечение последовательности и стабильности нормативно
    правового регулирования и т. д.

Вместе с тем некоторые из процедур легализации приобрели уже оптимальный вариант, однако сдерживаются имеющейся оргтехникой, что приводит к тому, что дерегулирование их не всегда оправданно.

Легализация предпринимательства, прежде всего, зависит от дей­ствий лица и проводится в заявительном и разрешительном порядке (выдача разрешений на изготовление штампов, печатей), лицензирова­ние, патентование.

Как контрольная функция, регистрация преследует ряд целей со­блюдения законодательства относительно:

  • выполнения заявителем условий для занятия предпринимательской деятельностью;
  • получения достоверных данных для статистики и органов управ­ления предпринимательской деятельностью, о состоянии рынка пред­ложений;
  • ведения Единого государственного реестра, а через него — воз­можности заинтересованному лицу обнаружить контрагентов, конкурентов и получить данные для составления бизнеспланов или прогно­зов и программ;
  • разработки конкретных мероприятий по борьбе с теневым бизне­сом;
  • проведения политики налогообложения;
  • обеспечения приоритетов национального товаропроизводителя;
  • обеспечения интересов потребителей и безопасности их жизни и здоровья; обеспечения экономической, экологической безопасности, а также условий для эффективного функционирования рынка и т. д.