Прекращение предпринимательской деятельности юридических лиц

План:

  1. Объединение предприятий
  2. Классификация объединений предприятий
  3. Общие основания прекращения субъектов предпринимательской деятельности
  4. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности
  5. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности
  6. Понятие и общая характеристика банкротства
  1. Объединение предприятий

Понятие объединения предприятий.

Объединением предприятий является хозяйственная организация, образованная в составе 2 и более предприятий с целью координации их производственной, научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальных задач.

Характеристика объединения предприятий.

  1. Объединением предприятий является хозяйственная организация. То есть, по общему правилу объединение пред­приятий представляет собой юридическое лицо (см. ч. 4 ст. 118
    ХК) с присущими ему характерными признаками.
  2. Объединение образуется в составе 2 и более предпри­ятий. Учитывая это, физические лица — субъекты пред­принимательской деятельности не могут входить в состав объединения предприятий.

С одной стороны, суть объединения предприятий сво­дится к объединению части их капиталов и возникновению на этой материальной базе нового юридического лица — соб­ственно «объединения предприятий». Статья 121 ХК спе­циально подчеркивает, что предприятия — участники объединения предприятий сохраняют статус юридического лица. С другой стороны, объединение предприятий созда­ется его учредителями для оказания в той или иной мере влияния на их деятельность, что обусловливает, в свою очередь, тесную взаимосвязь и соответствующую зависи­мость самих предприятий — участников от объединения.

  1. Объединение предприятий создается с целью коорди­нации производственной, научной и другой деятельности его участников. Координация является обобщающей кате­горией, под которой понимается влияние структуры объе­динения предприятий на степень согласованности действий его участников. Конкретные средства осуществления тако­го влияния варьируются в зависимости от вида объединения предприятий.
  2. Объединение предприятий создается для решения совместных экономических и социальных задач его участ­ников.
  3. Объединение предприятий может создаваться на не­ определенный срок или действовать как временное объеди­нение. Временность функционирования объединения может быть обусловлена как истечением определенного срока, установленного учредителями в учредительных докумен­тах, так и достижением определенной цели, которая была ими поставлена, а также нецелесообразностью дальнейше­го его существования.
  4. Участники объединения предприятий на условиях и в порядке, предусмотренных его учредительными документа­ми, могут вносить имущественные взносы. Это имущество передается объединению его участниками в хозяйственное ведение или в оперативное управление на основе учредитель­ного договора или решения об образовании объединения.
  5. Объединение предприятий не отвечает по обязатель­ствам его участников, а предприятияучастники не отвеча­ют по обязательствам объединения, если иное не предусмот­рено учредительным договором или уставом объединения.
  1. Классификация объединений предприятий

В соответствии со ст. 119 ХК в зависимости от порядка учреждения могут образовываться объединения предпри­ятий таких видов: хозяйственные объединения либо госу­дарственные (или коммунальные) хозяйственные объеди­нения.

Хозяйственным объединением признается объедине­ние предприятий, образованное по инициативе предпри­ятий независимо от их вида, которые на добровольных ос­новах объединили свою хозяйственную деятельность.

Государственное (коммунальное) хозяйственное объединение — объединение предприятий, образованное государственными (коммунальными) предприятиями по решению Кабинета Министров России или, в определен­ных законом случаях, решением министерств (других ор­ганов, в сферу управления которых входят предприятия, которые образовывают объединение), или решением компетентных органов местного самоуправления. Оно дейст­вует на основе решения об его образовании и устава, кото­рый утверждается органом, принявшим решение об обра­зовании объединения.

Как хозяйственные объединения, так и государственные (коммунальные) хозяйственные объединения существуют в определенных организационноправовых формах.

Так, хозяйственные объединения создаются как ассо­циации, корпорации, консорциумы, концерны, другие объединения предприятий, предусмотренные законом:

  • ассоциация — договорное объединение, созданное с целью постоянной координации хозяйственной дея­тельности предприятий, которые объединились, пу­тем централизации одной или нескольких производ­ственных и управленческих функций, развития спе­циализации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения уча­стниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации. Ассоциация не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятель­ность предприятий — участников ассоциации;
  • корпорация — договорное объединение, созданное на основе объединения производственных, научных и коммерческих интересов предприятий, которые объединились, с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования дея­тельности любого из участников органам управления корпорацией;
  • консорциум — временное уставное объединение предприятий для достижения его участниками опре­деленной общей хозяйственной цели;
  • концерн — уставное объединение предприятий, а также других организаций на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объе­динения, с централизацией функций научнотехни­ческого и производственного развития, инвестицион­ной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Участники концерна наделяют его частью своих полномочий, в том числе правом пред­ставлять их интересы в отношениях с органами вла­сти, другими предприятиями и организациями.

Специфическим видом объединения предприятий явля­ется холдинг (холдинговая компания). В соответствии с положениями ч. 5 ст. 126 ХК холдинговой компанией яв­ляется открытое акционерное общество, которое владеет, пользуется, а также распоряжается холдинговыми корпо­ративными пакетами акций (частями, паями) 2 или более корпоративных предприятий (кроме пакетов акций, кото­рые находятся в государственной собственности). Специ­фика холдинга состоит в том, что он не объединяет пред­приятия, а владеет корпоративными правами на них; фактически, в случае наличия в уставном фонде холдинга акций и/или имущества дочерних предприятий, он стано­вится переходной формой между, собственно, объединени­ем предприятий и хозяйственным обществом. Правовой статус холдинга подробно определяется Законом «О хол­динговых компаниях в Украине».

Государственные и коммунальные хозяйственные объ­единения образуются преимущественно в форме корпора­ции или концерна, независимо от наименования объедине­ния — комбинат, трест и т.п. (ч. 6 ст. 120 ХК).

Особым видом объединения предприятий является промышленнофинансовая группа. Согласно Закону России от 21 ноября 1995 г. «О промышленнофинансовых группах в Украине» промышленнофинансовой группой является объединение, которое создается по решению Кабинета Ми­нистров России на определенный срок с целью реализа­ции государственных программ развития приоритетных областей производства и структурной перестройки эконо­мики России, включая программы в соответствии с меж­дународными договорами России, а также с целью про­изводства конечной продукции.

В состав промышленнофинансовой группы входит го­ловное предприятие и участники. Головным является предприятие, созданное согласно законодательству России, которое изготовляет конечную продукцию промыш­леннофинансовой группы, осуществляет ее сбыт, платит налоги в Украине. Участником промышленнофинансовой группы может являться предприятие, банк или другое на­учное или проектное учреждение, организация, созданные в соответствии с законодательством России, иностранное юридическое лицо, которое производит промежуточную продукцию промышленнофинансовой группы или оказывает банковские и иные услуги участникам, головному предприятию и имеет целью получение прибыли.

В отличие от объединений предприятий, о которых речь шла выше, промышленнофинансовая группа не является юридическим лицом и не подлежит государственной реги­страции как субъект хозяйствования. Головное предпри­ятие и его участники заключают Генеральное соглашение о совместной деятельности для производства конечной продукции. При этом право действовать от лица промышленнофинансовой группы имеет исключительно головное предприятие.

  1. Общие основания прекращения субъектов предпринимательской деятельности

Основания прекращения субъектов предприниматель­ской деятельности зависят от их юридического статуса. Так, юридическое лицо прекращается в результате передачи его имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам — правопреемникам в результате реорганизации или ликвидации по решению, принятому учредителями (уча­стниками) юридического лица или уполномоченным ими органом, по судебному решению или по решению органа государственной власти, принятому в случаях, предусмот­ренных законом. Различие между реорганизацией и лик­видацией юридического лица состоит в том, что в первом случае имеет место прекращения его функционирования в конкретной организационноправовой форме с заменой на другую форму (то есть, с правопреемником или правопре­емниками), а во втором случае — окончательное прекраще­ние деятельности субъекта предпринимательской деятель­ности (без правопреемников).

Прекращение юридического лица путем ликвидации может быть добровольным или принудительным. Прекра­щение юридического лица в добровольном порядке осуще­ствляется:

  • по решению собственника или уполномоченного им органа, решению других лиц — учредителей субъек­та хозяйствования или их правопреемников без при­ведения мотивов принятия соответствующего реше­ния по собственному заявлению;
  • в случае достижения юридическим лицом цели, за­крепленной в учредительных документах, для кото­рой оно было создано;
  • в случае окончания определенного срока, на который была рассчитана деятельность юридического лица.

В принудительном порядке прекращение юридических лиц происходит в случаях:

  • признания недействительной записи о проведении государственной регистрации вследствие неустрани­мости нарушений закона, допущенных при создании юридического лица;
  • проведения запрещенной законом или противореча­щей учредительным документам деятельности;
  • несоответствия минимального размера уставного фонда юридического лица требованиям закона;
  • наличия в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному его местонахождению;
  • признания учредительных документов недействи­тельными или противоречащими законодательству;
  • признания субъекта предпринимательской деятель­ности банкротом (в случаях, предусмотренных дей­ствующим законодательством);
  • не предоставления в течение года органам государст­венной налоговой службы согласно закону налоговых деклараций и документов финансовой отчетности.

В отличие от юридических лиц, физическое лицо — субъ­ект предпринимательской деятельности не прекращается, а прекращает свою предпринимательскую деятельность. Прекращение предпринимательской деятельности проис­ходит в таких случаях:

  • принятия физическим лицом — предпринимателем решения о прекращении предпринимательской дея­тельности;
  • смерти физического лица, которое было зарегистри­ровано как предприниматель;
  • принятия судебного решения об объявлении физиче­ского лица умершим или признания безвести отсут­ствующим;
  • принятия судебного решения о признании физического лица, которое является предпринимателем,
    недееспособным или об ограничении его гражданской дееспособности;
  • принятия судебного решения о прекращении предпри­нимательской деятельности физического лица — пред­принимателя на следующих основаниях:
  • признание физического лица — предпринимателя банкротом;
  • проведение физическим лицом противозаконной предпринимательской деятельности;
  • непредоставление в течение года органам государ­ственной налоговой службы в соответствии с зако­ном налоговых деклараций и документов финан­совой отчетности.
  1. Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности

Реорганизацией субъекта предпринимательской дея­тельности — юридического лица является прекращение его деятельности путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования с последующим переходом к вновь созданным юридическим лицам всех имущественных прав и обязанностей бывшего субъекта предприниматель­ской деятельности. Соответственно, формами реорганиза­ции являются: слияние, присоединение, разделение, выде­ление и преобразование субъекта предпринимательской деятельности.

В случае слияния субъектов хозяйствования все имуще­ственные права и обязанности каждого из них переходят к субъекту хозяйствования, который образовывается вслед­ствие слияния. Слияние считается завершенным с момента государственной регистрации вновь созданного юридиче­ского лица и государственной регистрации прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате слияния.

В случае присоединения одного или нескольких субъ­ектов хозяйствования к другому субъекту хозяйствования к последнему переходят все их имущественные права и обязанности. Присоединение считается завершенным с момента государственной регистрации соответствующих изменений в учредительных документах и государственной  регистрации прекращения юридических лиц, которые прекращаются в результате присоединения.

В случае разделения субъекта хозяйствования все его имущественные права и обязанности переходят по разде­лительному акту (балансу) в соответствующих частях к каждому из вновь образованных в результате разделения субъектов хозяйствования. Разделение считается завершен­ным с момента государственной регистрации созданных юридических лиц и государственной регистрации прекра­щения юридического лица, которое прекращается в резуль­тате разделения.

В случае выделения одного или нескольких новых субъ­ектов хозяйствования к каждому из них переходят по раз­делительному акту (балансу) в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного субъекта.

В случае преобразования одного субъекта хозяйствова­ния в другой к вновь созданному субъекту хозяйствования переходят все имущественные права и обязанности преды­дущего субъекта хозяйствования. Преобразование счита­ется завершенным с момента государственной регистрации вновь созданного юридического лица и государственной регистрации прекращения юридического лица, которое прекращается в результате преобразования.

  1. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Ликвидацией признается прекращение юридического лица без перехода прав к другим юридическим или физи­ческим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке по решению участни­ков (полное и коммандитное общество) или органов управления юридического лица, уполномоченных на это учреди­тельными документами (общим собранием акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, благотворительных организаций, кооперативов), в том числе в связи с окончанием срока, на который было создано юридическое лицо, достижением цели, для которой его создали, а также в других предусмотренных учредитель­ными документами случаях.

Основания для принудительной ликвидации юридиче­ского лица предусмотрены как , так и другими законо­дательными актами.

Устанавливает такие основания для принятия судом решения о принудительной ликвидации юридического лица:

  • признание судом недействительной государственной регистрации юридического лица ввиду допущенных при его создании неустранимых нарушений.
  • если в полном и коммандитном обществе остался один участник, который не преобразовывает такое общест­во в другое хозяйственное общество, а также в случае
    выхода участника из полного общества, исключения одного из участников общества, смерти участника общества, ликвидации юридического лица — участ­ника общества или обращения кредитором одного из участников взыскания на часть имущества, пропор­циональную его доле в уставном фонде.
  • в случае выбытия всех вкладчиков из коммандитного общества, если участники общества не преобразуют такое общество в полное общество.
  • если стоимость чистых активов общества с ограничен­ной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества станет менее установленного законом минимального разме­ра уставного фонда.

Основания для принудительной лик­видации юридических лиц в судебном порядке:

  • признание недействительной записи о проведении государственной регистрации ввиду неустранимых нарушений закона, допущенных при создании юри­дического лица;
  • проведение запрещенной законом или противореча­щей учредительным документам хозяйственной деятельности;
  • несоответствие размера уставного фонда юридическо­го лица требованию законодательства относительно его минимального размера;
  • непредоставление в течение года органам государст­венной налоговой службы предусмотренных законом налоговых деклараций и документов финансовой отчетности;
  • наличие в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному месту нахождения.

Закон устанавливает, что юридическое лицо ликвидируется:

  • по инициативе собственника (собственников) или уполномоченных ими органов, по решению других лиц — учредителей субъекта хозяйствования или их правопреемников, а в случаях, предусмотренных законодательством России, — по решению суда;
  • в связи с окончанием срока, на который оно создава­лось, в случае достижения цели, ради которой оно было создано;
  • признания его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законом;
  • отмены его государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Организация также может быть ликвидирована при невыполнении решения о временном запрете (приостанов­лении), ограничении или прекращении деятельности (например, в случае нарушения законодательства об охране окружающей среды). При этом ликвидация осуществляет­ся после отмены в судебном порядке государственной реги­страции субъекта предпринимательства по иску государст­венного органа, который принял решение о приостановле­нии, ограничении, прекращении деятельности субъекта. Кроме вышеизложенных случаев, коммерческая организа­ция может быть ликвидирована также по решению хозяй­ственного суда в случае признания ее банкротом и отсутст­вия (после удовлетворения требований кредиторов) имуще­ства, необходимого для ее функционирования согласно действующему законодательству. По решению суда орга­низация ликвидируется и в случаях систематического осуществления запрещенной законодательством или про­тиворечащей целям, указанным в учредительных докумен­тах, хозяйственной деятельности, или деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), а также в связи с неоднократными грубыми нарушениями законодательных предписаний.

  1. Понятие и общая характеристика банкротства

Понятие банкротства.

Банкротство — признанная хозяйственным судом невозможность должника восстановить свою платежеспо­собность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как путем применения ликвидацион­ной процедуры.

Характеристика банкротства.

  1. Банкротство — это невозможность должника восста­новить свою платежеспособность.

Должником является субъект предпринимательской деятельности, который не в состоянии выполнить свои де­нежные обязательства перед кредиторами, в том числе обязательства по уплате страховых взносов на общеобяза­тельное государственное пенсионное страхование и прочих видов общеобязательного государственного социального страхования, налогов и сборов (обязательных платежей), в течение 3 месяцев со дня срока их уплаты. Платежеспособ­ностью в контексте института банкротства является способность должника своевременно осуществлять расчеты по своим денежным обязательствам, под которыми в свою очередь понимаются обязательства должника заплатить кредитору определенную денежную сумму согласно граж­данскоправового договора и на других основаниях, преду­смотренных гражданским законодательством России. Восстановление платежеспособности может происходить, в частности, путем санации должника.

  • Невозможность должника восстановить свою плате­жеспособность должна быть признана хозяйственным су­дом. Хозяйственный суд, прежде всего, доказывает непла­тежеспособность должника — невозможность субъекта предпринимательской деятельности выполнить после наступления установленного срока уплаты денежные обяза­тельства перед кредиторами, в том числе по заработной плате, а также обязательства по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхо­вание и прочих видов общеобязательного государственного социального страхования, налогов и сборов (обязательных платежей) не иначе как путем восстановления платежеспо­собности.
  • Банкротством является невозможность должника удовлетворить признанные хозяйственным судом требова­ния кредиторов. Кредитором может быть юридическое или
    физическое лицо, имеющее документально подтвержден­ные в установленном порядке требования по денежным обязательствам к должнику, в том числе по выплате задол­женности по заработной плате работникам должника, а также органы государственной налоговой службы, другие государственные органы, осуществляющие контроль за правильностью и своевременностью взыскания страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, иные виды общеобязательного государствен­ного социального страхования, налогов и сборов (обязатель­ных платежей). В процессе рассмотрения дела о банкротст­ве хозяйственный суд, основываясь на анализе представ­ ленных документов, признает требования кредиторов к должнику, размер которых должен превышать 300 мини­мальных размеров заработной платы.

Должник признается банкротом, если восстановление его платежеспособности и удовлетворение признанных судом требований кредиторов возможно не иначе как путем применения ликвидационной процедуры. Одним из этапов ликвидационной процедуры является реализация имуще­ства должника, по результатам которой происходит полный или частичный расчет по признанным судом требованиям кредиторов