Культурное и природное наследие страны нуждается в охране и бережном отношении к нему, поскольку созданные предыдущими поколениями и сохраненные национальные богатства страны составляют ее главную ценность. Каждый разумный человек должен понимать это и приложить все усилия для того чтобы не только передать уже имеющееся наследие будущим поколениям, но и приумножить его, вкладывая часть своего личного труда в общее благо. Такая заинтересованность и потребность формируется не вдруг, не сразу, а с самого раннего возраста, проходит с человеком через всю жизнь.

Как же век информационных технологий, когда подрастающее поколение потерялось во всемирной паутине все-таки приобщить молодежь к национальной культуре и культурному наследию родного края, воспитать интерес к родной стране, родному городу, природе, достопримечательностям, ярким событиям ее прошлого и настоящего, культуре и традициям народов, живущим по соседству.

Школьники, увлечённые историей, географией, археологией в силу своих взглядов, воспитания и желания выбирают путь познания через активную деятельность, ищут реализацию своей заинтересованности в специализированных кружках, клубах, секциях. Основными организаторами в данном вопросе выступают музеи, дома творчества, библиотеки, научные и специализированные общества. Иными словами организации, деятельность которых направлена на создание условий для развития интересов подрастающего поколения.

Одним из ключевых методов данной реализации является образовательный туризм и как вид – исторический туризм, целью которого является посещение местности связанной с историей и историческим наследием. Исторический туризм называют «путешествие со смыслом».

Истоки развития детско-юношеского исторического туризма относятся к концу 18 века и связаны со становлением в России системы образования. В конце 19 века складываются два вида путешествий и экскурсий.

  • Первый – ставивший цели по изучению географии, геологии, ботаники и других естественных наук.
  • Другой вид – это дальние учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримечательностями. Туризм и экскурсии на рубеже веков превратились в один из методов образования. На современном этапе активно развивается такая форма исторического туризма как археологические отряды. Во всем мире это очень популярное движение среди молодежи, для нашей страны оно относительно ново.

Археологические отряды привлекают внимание и интерес, прежде всего студенческой и школьной молодежи. Полевая работа открывает для них разноплановые, но взаимосвязываемые возможности, в частности, для профессионального совершенствования, пополнение знаний, приобщение к науке. Экспедиция – это новые знакомства, разнообразный спорт и активный отдых. Археологическая экспедиция преломляет социальные условия нашей жизни и сама является для молодёжи школой жизни, позволяет молодым людям раскрыть таланты в науке, педагогике, производстве, быть причастным к историческим событиям, удовлетворять интерес и любопытство, менять мировоззрение и формировать собственные взгляды.

Таким образом, экспедиции позволят решать учебные. Научные и педагогические задачи. Учебные задачи определяются необходимостью подготовки учителя историка владеющего методами научного анализа и самостоятельно проводящего исследовательскую или краеведческую работу. Научные задачи разрабатываются руководителем экспедиции и регламентируются отделом полевых исследований Института археологии РАН.

Археологические экспедиции, археологические отряды – это огромный потенциал для формирования личности, ориентированный на бережное отношение и приумножение культурно-природных ценностей нашей родины. Ведь история России повсюду – в великолепных памятниках, мемориалах, храмах, монастырях, старинных развалинах крепостных стен… Молодое поколение должно видеть и знать, что необходимо гордиться своей историей, своим прошлым, в котором много достойных деяний и великих побед.