Человек, выезжая за границу или за пределы своего постоянного места проживания, сталкивается не просто с иным географическим пространством, с иной культурой, а с другим информационно-мифологическим пространством.

В этом смысле тема философии туристического бизнеса, культурно-исторического мифа для решения проблем туризма гораздо актуальнее, чем кажется на первый взгляд. Популярными для туризма оказываются те направления, которые могут выигрышно представить имеющиеся древнейшие культурно-исторические памятники. Подчас люди готовы преодолеть огромные расстояния, терпеть недостатки инфраструктуры и обслуживания, чтобы погрузиться в атмосферу древности с ее причудливой мифологией, своеобразным мировоззрением и таинственными памятниками.

Туризм во всем мире ценит и творит мифологию как интересный рассказ, некую притчу, притягивающую потребителей всего неразгаданного, романтичного и символического. У каждого гида всегда в запасе найдется несколько трогательных и запоминающихся историй, с которыми путешественник впоследствии связывает посещение того или иного места.

Многовековая история России – сплошная череда интересных событий, непредсказуемых свершений и загадочных масштабных личностей. Казалось бы, за российскими историческими легендами – их теперь называют туристскими брендами  должен потянуться поток туристов со всего мира. Однако при этом возникают серьезные проблемы: Во-первых, никто целенаправленно и серьезно не работает над созданием таких легендарных исторических мифов для туристов; Во-вторых, на тему историко-культурного наследия часто фантазируют доморощенные «специалисты» из турбюро.

В результате наша история в памятниках представлена либо сухо, непривлекательно и недостаточно информативно для туристов, либо с серьезным искажением исторических фактов. Сегодня в эпоху преобладания средств визуализации информации и мультимедийных технологий мифологизация культурного достояния и исторических мест призвана сделать их эмоционально наполненными, образно доступными и симпатически-близкими для путешественников. В качестве наглядного и типичного примера хочется остановиться на древнейших и довольно редких в мире мегалитических сооружениях, находящихся на территории Черноморского побережья РФ – дольменах. Потоки туристов к этим местам Западного Кавказа во многом зависят от того, насколько привлекательно представлены артефакты древней истории и первобытного мышления. Кавказские дольмены были созданы в период ранней и средней бронзы с IIIII тыс. л. до н. э. и использовались до I тыс. л. до н. э. Дольмены Краснодарского края практически все индивидуальны, хотя довольно многочисленны.

Однако большинство из них малоизвестны широкому кругу путешествующих, плохо охраняются, разрушаются и становятся объектом не поклонения, а вандализма. Удивительно и неожиданно было встретить на территории обветшалого постсоветского санатория в курортном городке Джубга один из уникальных мегалитов, каких практически не осталось в мире. За несколько дней, проведенных там, было замечено лишь несколько случайных посетителей столь редкостного памятника: ни на территории дома отдыха, ни в городе, ни тем более за его пределами не было никаких указателей, рекламы или информации о нем для скучающих отдыхающих.

Дольмен в Джубге – уникальный исторический памятник. Данному сооружению 5000 лет. Дольмен сложен из огромных, тщательно отшлифованных каменных плит песчаника, зазоры в которых практически отсутствуют. Этот мегалит считается крупнейшим из дольменов Краснодарского края: его высота составляет около 2,5 м, длина – 4 м, ширина – около 3,5 м. Перед центральной стеной сооружен уникальный каменный «дворик» эллипсоидной формы. Дольмен в Джубге имеет архитектурно завершённую форму, что вообще присуще дольменам Северного Кавказа: он представляет собой нечто наподобие каменного ящика. Слово «дольмен», пришедшее из бретонского языка, в переводе означает «каменный стол», но в данном случае больше похож на улей. На четырёх плитах, которые стоят вертикально, сверху лежит пятая. А шестая плита является днищем дольмена. В передней поперечной плите имеется отверстие – круглой формы.

В левой боковой плите есть также небольшое отверстие, имеющее свою историю. Оно было пробито завоевателями во времена Кавказских войн, чтобы выпустить дух предков коренного населения. «Исключительно оригинальная конструкция, размеры и степень сохранности выделяют этот памятник не только среди многочисленных дольменов Кавказа, но и, без преувеличения, мегалитов мира». В 2006 году при раскопках этого мегалита на внутренней стороне переднего блока домика были обнаружены хорошо сохранившиеся гравированные древние рисунки (антропоморфные и зооморфные петроглифы), что является огромной редкостью. Это не только первые петроглифы, найденные на дольменах, но и первые доисторические петроглифы, обнаруженные на Западном Кавказе. Поэтому не кажется удивительным, что к этому историко-культурному памятнику приковано внимание зарубежных исследователей и энтузиастов. Всемирно известная киностудия ВВС (Великобритания) и австрийское телевидение снимали в Джубге документальные фильмы об этом мегалите, к нему съезжаются на фестивали кришнаиты всего мира… Пожалуй, лишь они и являются наиболее эффективными «рекламными агентами» памятника. Да еще отзывы путешественников, на которых сооружение производит несомненно яркое впечатление.

Надо сказать, что наиболее художественно красноречивое и эмоциональное описание дольмена довелось прочитать в одном из путеводителей начала XX в.: «…Место довольно угрюмое, лишенное солнца. Но эта угрюмость покажется величественной при одном только взгляде на постройку, которая из тьмы седых веков во всей своей целости находится перед вами. Огромных размеров каменные плиты давят землю, стены богатырской хаты ушли в землю, а гигантская по величине и толщине крыша производит особенное впечатление сурового величия. Какая сила нужна, чтобы создать эту хату? Сюда, на вершину, доставить эти каменные глыбы, сложить в правильном порядке?! Тогда машин не было, эту архитектуру создала и поставила сила человеческих рук!

Налево от исполинского памятника два утеса, как бы обнявшись друг с другом, задумались под ветвями столетнего дуба… Задумаетесь и вы, читатель, если посетите этот редкий памятник, задумаетесь и замолчите… суровое и торжественное молчание, окружающее дольмен, охватит и завладеет вами, хотя внутри вас, несомненно, станет подниматься и возникать вопрос: «Кто, кто же построил это каменное жилище? Зачем? И что здесь происходило? В какие времена?» Ответа нет, и его не услышите. Молчат темно-серые плиты, молчат угрюмые скалы, только плотные листья огромного дуба что-то шепчут, о чем-то говорят…». Как все грандиозное, таинственное и непознанное, дольмены окружены и в 21 веке ореолом самых невероятных легенд, сказаний и мифов.

К сожалению, сегодня эти памятники культурно-исторического наследия на территории России не подлежат должному уходу и охране. Потому они постепенно уничтожаются и разрушаются вандалами. Возле дольмена на территории санатория в Джубге из охраны был замечен только один энтузиаст преклонного возраста, разъясняющий детям недопустимость выцарапывания на камнях современных рисунков и заодно распространяющий фильм ВВС о дольмене. Он же выполнял и роль экскурсовода-общественника для проявивших неподдельный интерес к артефакту.

Руководство обветшалого, но некогда роскошного санатория Центросоюза, постоянно жалующееся на нынешнее безденежье, могло бы при совсем небольших затратах на наведение порядка и соответствующего антуража возле памятника (памятник окружают неприглядные здания, заборрабица, мусор и т.п.) и некоторых творческих усилиях (по налаживанию связи с турагентствами, рекламы, выпуску сувенирной продукции и т.п.) в значительной мере поправить экономическое положение. При этом сыграть положительную информационнорекреационную роль в жизни отдыхающих и путешественников, прикоснувшихся к тайне тысячелетий.

Однако, на сегодняшний день в России еще недостаточно осознано, что успех туристической деятельности напрямую или косвенно зависит от учета вышеизложенных аспектов. Положительное мифотворчество – это значительная часть не только туристической деятельности, но и повседневной жизни современного человека, а потому один из путей продвижения и сохранения природного и культурного наследия.