В.И. Вернадский в своих трудах неоднократно выделял особую роль духовного культурного начала в становлении ноосферы, констатируя, что сегодня люди сплошь и рядом действуют неразумно, бессознательно. Тем не менее, В.И. Вернадский предсказывал усиление роли научных знаний («научной мысли») в человеческой деятельности. В наших трудах мы, активно развивая эту мысль, неоднократно подчеркивали сущность новых задач образования в современном обществе, принимая во внимание культурные ноосферные принципы.

Как мы неоднократно указывали в своих трудах экологическая культура есть качественно новая культура личности, наполняющая свойства ее отношений с окружающей социоприродной средой конкретным (в зависимости от уровня экологической культуры) содержанием. «Экологически культурная личность», в свою очередь, представляется нам как уникальный обладатель и трансформатор собственной экологической культуры в направлении развития и обогащения ее внутреннего содержания и внешних проявлений.

Проблема сохранения природного и культурного наследия и, собственно экологическая культура отдельной личности, соотносятся между собой, на наш взгляд, через феномен целостного экологоориентированного мировоззрения личности. Содержание экологической культуры распространяется на все окружающие объекты без исключения (как природные, так и антропогенные). Очевиден факт, что как естественные, так и антропоэкосистемы существуют как открытые системы, то есть их жизнедеятельность поддерживается за счет постоянного обмена веществом, энергией и информацией.

Рассматривая проблему деградации, например, естественных экосистем с позиции уменьшения человеком своего «культурного генома», важно понимать, что он («культурный геном») формируется и поддерживается только во взаимосвязи с окружающей природной средой, с «миром природы». Как известно, вне культуры человек существовать не может, ибо культура и есть модель взаимоотношений человека и природы. Культура создается человеком, поддерживается множеством связей, ведь это и есть информационная суть человеческой цивилизации. Изменяя естественные экосистемы, человек изменяется сам. Важен вектор изменений и его осознанность человеком и человечеством. В этой связи возрастает роль образования как регулятора формирования и сохранения «культурного генома человека».

Важно понимать, что культурный контекст решения проблем экологического кризиса обеспечивает, несомненно, понимание и «проникновение» экологических идей в очень разные образовательные пространства. Другими словами, идеи экологического образования сегодня понятны всем, и могут быть реализованы на разных уровнях образования, в образовательных организациях различных типов и видов, имея в виду проектирование экологокультурного образовательного пространства.

Таким образом, основной и единственной целью целенаправленного экологического образования выступает, на наш взгляд, формирование экологической культуры личности обучающегося. В отношении результата экологического образования на уровне высшей школы мы предлагаем применять понятие «экологопрофессиональная компетентность личности» как частный случай ментальной адаптации понятия «экологическая культура личности» для характеристики качества экологической культуры выпускника вуза.

Каковы же основные направления модернизации экологического образования (на примере экологического образования в высшей школе), обеспечивающие наличие адекватного уровня экологической культуры личности?

Отметим, что задачи модернизации образовательной системы в России в современных условиях и одновременно цели политики экологического развития государства, утвержденные на уровне Правительства РФ, представляют собой объективные факторы совершенствования экологического образования в высшей школе.

30 апреля 2012 года Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». В качестве основных задач государственной политики в области экологического развития в том числе было заявлено «…формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания». Важно отметить, что в данном документе указано, что при решении задачи формирования экологической культуры, развития экологического образования и воспитания используются следующие механизмы:

  • формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения;
  • государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;
  • включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты;
  • обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
  • государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;
  • развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
  • включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

Принимая во внимание сказанное выше, однако, отметим, что начиная с 2014 г. мы можем констатировать резкое уменьшение объемов инвестиций в природоохранную сферу РФ. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в РФ c 2014 по 2016 гг. снизились соответственно: с 158636 млн. руб. в 2014 г. до 139677 млн.руб. в 2016 г.

Из них на охрану атмосферного воздуха с 55587 млн. руб. в 2014 г. до 40340 млн. руб. в 2016 г. На охрану водных ресурсов с 76315 млн. руб. до 67469 млн. руб. На охрану земель 14540 млн. руб. в 2014 г. до 12228 в 2016 г. Это говорит, прежде всего, о трудностях (политических, финансовых, социальных и т.д.) соблюдения последовательной интенсивной природоохранной политики в России в современных условиях.

В этой связи роль экологического образования и культуры представляется особенно актуальной для достижения целей экологического развития государства.

Итак, содержание экологического образования и его результата  эколого-профессиональной компетентности выпускника университета, должно зависеть от специфики, качества и уровня развития экономики (а значит от содержания и направления природоохранной политики) того или иного государства (региона). В России, например, возможно увеличивать площади особо охраняемых природных территорий, снижая затраты на образование и охрану окружающей среды. Тогда как, например, в Японии уровень экологической культуры будущего выпускника университета (вне зависимости от его будущей специальности) коррелируется в специальных исследованиях с критериями устойчивости городской среды того региона, где находится университет. А экономическое состояние региона обусловлено результатами работы специалистов с экологическим образованием. Приведем пример как экономические затраты на экологическое образование студентов университета приносят дивиденды государству и бизнесу в Японии.

Под устойчивостью городской среды японские исследователи понимают возможность управлять своими запросами и потребностями, адаптироваться к неизбежным изменениям в рамках своего развития. Устойчивый город должен развиваться без ущерба для прилегающих территорий сегодня и в будущем. Исследователь из университета Китакьюшу (Япония) Фриц Ахмад Нузир (Fritz Akhmad Nuzir, Japan, 2014) и исследователь из университета Бандар Лампунг (Индонезия) Барт Джулиан Деванкер (Bart Julien Dewancker, Indonezia, 2014) в своем совместном труде, посвященном изучению влияния университетского образования (деятельности крупного университетского кампуса Китакьюшу) на экономику, социальную жизнь и состояние окружающей среды в городе Китакьюшу, обосновывают важное социально-экологическое значение университетского образования для всестороннего развития устойчивой городской среды.

Целью их исследования стало выявление условий еще большей эффективности взаимодействия университетского центра с экономикой города, определения критериев эффективности такого взаимодействия. Важно отметить, что главным критерием эффективного взаимодействия университет – городская среда выступает «экологичность города». Авторы убедительно обосновывают в своей работе, что от уровня экологической культуры выпускников университета напрямую зависит устойчивость городской среды, в которой они будут жить и работать. При этом в работе особо акцентируется необходимость создания рабочих мест для выпускников данного университета здесь же в Китакьюшу для применения на практике полученных компетенций, направленных на улучшение качества окружающей природной среды.

Исследователи, подробно представляя анализ экологической ситуации своего региона – агломерации Китакьюшу – определяют конкретное содержание образовательных программ высшего образования, направленных на решение насущных экологических проблем. Такая «стыковка» интересов различных сфер экономики, а, в конечном счете, и самого жителя агломерации выступает предметом постоянных исследований специалистов в области образования, с одной стороны, и специалистов в области социально-экономического развития данного региона, с другой стороны. Следует отметить, что такие исследования являются весьма востребованными для обеих сторон. Реализация подобного социального заказа на подготовку специалистов осуществляется преимущественно на уровне магистратуры. В качестве положительного социального эффекта выступает обеспечение занятости выпускников и, конечно, улучшение качества городской среды в условиях перенаселения.

Таким образом, проблема формирования и сохранения «культурного генома» человека сегодня – проблема, в первую очередь, сферы образования. Экологическое образование, имеющее своей целью формирование экологической культуры личности, сегодня переживает период модернизации. Образ жизни современного человека и его культурные связи сегодня имеют все больший прагматический характер. В связи с этим следует ориентировать дидактические возможности целенаправленного экологического образования на решение локальных экологических проблем, например, как это делают в университете Китакьюшу (Япония).