Природное и культурное наследие является связующей нитью между прошлым, настоящим и будущим, носителем информации о событиях и явлениях в исторической жизни народов. Поэтому сохранение природного и культурного наследия  важнейшая общественная задача.

Сохранение природного и культурного наследия зависит от постановки этой задачи в системе обучения и воспитания молодежи. Использование образовательных ресурсов дает возможность актуализировать этот вопрос, мотивировать личностное поведение обучающихся и утвердить в их умах необходимость решения этой задачи.

В современной российской школе указанная работа возлагается в первую очередь на географию и историю. В арсенале этих дисциплин имеется немало средств, форм и методов, предназначенных для такой деятельности. Одним из новых направлений здесь является использование геоисторических реконструкций наиболее ярких и значимых событий, явлений и условий.

Геоисторическая реконструкция  это изучение и воссоздание пространственной событийной картины прошлого. В настоящее время такие реконструкции стали уже общественным движением и своеобразным научным экспериментом в реализации тех или иных исследовательских проектов.

Школьники могут принимать участие в геоисторических реконструкциях не только в качестве наблюдателей, но и исполнителей на разных стадиях их подготовки и проведения. Всё это будет способствовать глубокому предметному познанию окружающего мира и самого себя.

Объектами геоисторических реконструкций способны выступать как естественные ландшафты, так и выдающиеся памятники материальной и нематериальной культуры человечества.

Один из таких примеров – озеро Байкал. Восприятие этого уникального творения природы будет более ярким и запоминающимся в сочетании с реконструкцией событий 1643 г. Тогда енисейский казак Курбат Афанасьевич Иванов достиг озера и стал его первооткрывателем. Он оценил Байкал с экономической и стратегической точки зрения. Позже русские прочно обосновались здесь, построив город Иркутск.

Другим примером может быть знакомство с «Историческими памятниками Великого Новгорода и окрестностей». Это собирательное название, под которым ЮНЕСКО в 1992 году внесла в список объектов Всемирного наследия средневековое архитектурное богатство Великого Новгорода. В него входят: крепость Великого Новгорода  Новгородский Детинец, Ярославово Дворище, Зверин монастырь, Антониев монастырь, Перынский скит и другие. Прибавив к обычному туристическому посещению данных мест геоисторическую реконструкцию эпохи средневековья можно глубже воздействовать на внутренний мир личности, стимулировать уважительное отношение к среде обитания и интерес к прошлому, порождать чувства сопричастности к истории и культуре Отечества. Такой подход существенно расширяет человеческий кругозор, воспитывает любовь к родному краю, формирует патриотизм и гражданственность.

Геоисторические реконструкции возможны также в отношении нематериального культурного наследия. В 2005 г. ЮНЕСКО объявила одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества старинный якутский эпос «Олонхо». Ученые его нередко называют «северной Илиадой» или «якутской Одиссеей». Такое сравнение вполне резонно, потому что сказания олонхо во многом напоминают мифы эллинов и других древних народов.

Словом «олонхо» называется как весь эпос, так и его отдельные частипесни, имеющие от 10 до 40 тысяч строк. По преданию самые длинные песни сказителиолонхосуты исполняли без перерыва семь дней и ночей. Для якутов олонхо всегда был не только развлечением, но и способом познания мира. Воссоздание культуры и быта времени существования олонхосутов способно привлечь большое внимание к такому самобытному творчеству. Геоисторические реконструкции при этом могут сопровождаются тематическими мастерклассами, после участия в которых возникает желание попробовать собственные силы в данном искусстве.

Геоисторические реконструкции и акции ролевых игр максимально ясным доступным языком своих эффектных действий приобщают широкие массы молодежи к отечественной природе, истории и культуре, делают общедоступными определенные музейные раритеты. Указанные мероприятия не могут оставлять школьников равнодушными, они вызывают познавательный интерес формируют мотивацию к самообразованию. А это и есть начало движения к сохранению и актуализации природного и культурного наследия России и мира.