Для обоснования социальной роли культурных традиций, исследователи часто обращаются к формуле «культура – мера человеческого в человеке». При этом неизбежно возникают объективные сложности, вызванные отсутствием универсальной «линейки»: в антропологии не определены надежные критерии сапиентации (процесса формирования Homo sapiens), новейшие достижения археологии размывают понятие «археологической культуры», неубедительны попытки оценивания по типу «высокая/низкая культура» в социологии, культурологии, этнографии. С другой стороны существует глубокая традиция, в которой «человек – мера всех вещей» Протагор из Абдер). Эта традиция акцентирует роль движения, развития, жизни, рассматривая в первую очередь «процесс, а не результат». Измерение/оценка здесь включена в обряды прощания/ памяти.

В географии исследования природного и культурного наследия имеют целью установление причинноследственных отношений в системе «ЧеловекПрирода», культура рассматривается как совокупность всех форм надбиологической адаптации, подчеркивается роль географической адаптации – освоения географического пространства и времени.

Самыми надежными ориентирами пространствавремени в географическом пространстве являются процессы, т.к. планетарнокосмическая надсистема более устойчива, чем ландшафтная оболочка Земли, и играет по отношению к ней конструктивную роль. Исследования рационального назначения доисторических объектов культурного наследия показали, что многие из них могли выполнять функции астрономических инструментов, и первичной причиной их почитания является информационная функция, связанная с системой жизнеобеспечения, адаптации.

Поскольку первым инструментом ориентирования был ландшафт (компоненты природы – маркеры точек и направлений), а вторым – гномонфигура (источник тени, передающей траекторию движения Солнца), то первый пласт понятий мог быть основой обозначения сторон горизонта и крупных топонимов, а второй – частей тела и элементов одежды. С этим согласуются этнографические данные и результаты анализа топонимов, приведенные в работах В.И. Паранина: древние топонимы, дошедшие до настоящего времени, указывают положение/направление в пространственной системе, измеренные по Солнцу.

Известно, что к солнечным часамкалендарю восходят все системы измерения/обозначения. Солнце – источник информации, надежный, общедоступный. Важно отметить, что на росте человека сходятся две системы измерения – антропометрическая (средний рост человека, – сажень, делится на 2, 4 и т.д.) и астрономическая (измерение тени фигуры стопами/футами). Навигационная концепция информационного моделирования мира, разработанная на основе исследований объектов культурного наследия, показывает, что широкое применение технологии ориентирования по Солнцу, в которой человек является центром измерительной системы, точкой отсчета, инструментом, соединяющим космический источник с земным приемником информации о пространствевремени, сформировало абстрактное мышление человека и солярную культуру всего человечества.

Поскольку проток солнечной энергии, через систему ориентирования, измерения и обозначения, формировал традиционную культуру на протяжении всей истории человечества, роль культуры можно понять по аналогии с негэнтропийной функцией зеленых растений (фотосинтезом), которые питают жизнь и создают на Земле запасы солнечной энергии.

Исследования природного и культурного наследия позволяют понять космические истоки и масштабы культуры, и ее высшую ценность – человека, способного к постижению мира и творчеству.