В Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия», принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в Париже 16 ноября 1972 года, впервые на уровне международного права введено понятие «культурное наследие», в состав которого вошли материальные объекты культуры, которые следует охранять и передавать будущим поколениям. В конвенции были перечислены виды культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательности.

Позднее, 17 октября 2003 года в Париже была принята другая Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия», развивающая понятие «культурное наследие», добавлением в него нематериальных культурных объектов. В ней «нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия».

Народные географические знания якутов, согласно определению нематериального культурного наследия, могут быть отнесены к этой категории.

Вопросу изучения народных географических знаний якутов посвящены немногие работы таких исследователей, как Максимов Г.Н., Семенова Л.Н., Данилова Н.К. и др. По мнению основного исследователя данного вопроса географа и философа Максимова Г.Н., профессора Северо-Восточного федерального университета, «народной географией» называют обыденные знания людей

В месте их постоянного проживания». Народные географические знания имеют огромное значение для жизни любого этноса, поэтому они накапливаются и сохраняются тем, что совокупный народный опыт передается их из поколения в поколение на догматическом, неизменяемом уровне, постепенно формируя, по мнению профессора, «протонауку» – народную географию. В работе Максимова Г.Н. «О народной географии вообще и якутской, в частности» приведены лишь три явных пути исследования народной географии – терминосистема, мифологические представления и картосхемы. Но автор не исключает и других выражений географических представлений народа.

Терминосистема. Любая наука, в том числе география, обладает своей научной понятийной системой, которая имеет в своем основании народную терминологию. Изучая народные термины, можно многое понять о изучаемом народе, о его местообитании, о его географической картине мира.

Вначале обратимся к словам Берга Л.С. о народной терминологии: «Будучи результатом многовековых наблюдений постоянного местного населения и продуктом творчества такого гениального коллектива, каким является народ, народные термины заслуживают самого внимательного отношения как филологов, так и в особенности географов… Распространение народных терминов и те видоизменения смысла, которые они претерпевают в различных местностях, дают немало указаний на ход колонизаций, перемещения народных масс и взаимные влияния соседних народностей». Как пример, приведен якутское слово «бурдук» – мука, хотя якуты в период своего обитания в Центральной Якутии до прихода русских людей, землю не обрабатывали. Этот пример показывает, что родина якутского народа находится где-то значительно южнее.

Во введении к словарю Мурзаева Э.М. приведены слова Надеждина Н.И., руководителя терминологической комиссии РГО: «В простом обыкновенном употреблении во всех краях и у всех народов находится много слов для значения географических объектов, т.е. вида, объема, состава, качества и вообще всех свойств местностей, коих исследованием занимается география». Максимов Г.Н. также считает, что местообитание народа, его бытовые и хозяйственные занятия создают народную географическую термино-систему.

Анализ словарей народных терминов, в том числе географических, показал наличие в них якутских терминов. Наибольшее их количество отмечено в «Словаре народных терминов Дальнего Востока», что вполне объясняется положением Якутии в Дальневосточном экономическом районе. Приведем примеры якутских географических терминов.

Якутские географические термины, связанные с мерзлотой, представленные в «Словаре народных терминов Дальнего Востока».

Все термины, связанные с мерзлотой, в этом словаре оказались якутского происхождения, что вполне оправдывается практически сплошным распространением многолетней мерзлоты на территории Якутии.

Мифологические представления. В мифологии якутского народа, представленной в его эпических произведениях – олонхо, а также в былинах и сказках, отражены географические представления о пространстве и мироздании.

В работе философа Новикова А. утверждается, что якуты издавна интересовались происхождением Вселенной и тем, кто населяет этот мир, они пытались проникнуть вширь и вглубь космического пространства, понять его строение. Например, пишет автор, в якутских сказаниях упоминается Солнце, луна, звезды и созвездия.

О знаниях якутов, связанных с движением Солнца, говорит тот факт, что самый важный народный праздник «Ысыах» проводится 21 июня – в День летнего солнцестояния. На происхождение этого праздника существуют разные точки зрения, однако, многие ученые, например, Ксенофонтов Г.В. и Гоголев А.И., сходятся во мнении, что Ысыах – якутский Новый год, это праздник торжественной встречи восхода летнего солнца, культовый праздник плодородия, справляемый в начале года, соединяющий воедино элементы обожествления солнца, неба и земли.

Вселенная, по космогоническим представлениям якутов, состоит из трех миров, которые делятся на ярусы. Несмотря на кажущуюся примитивность этих представлений, говорит Новиков А., они в определенной степени отражают происхождение Вселенной и роль внутренних (абаасы) и внешних (айыы) сил в этом процессе. В Верхнем мире живут Айыы – творцы и божества, которые олицетворяют собой начала творчества и добра. В Среднем мире, в просторной краеведческом атласе, подготовленном для учащихся Таттинского улуса (района) Республики Саха (Якутия), на странице «Символы» приведен герб с изображением священного дерева якутов (рис. 1).

Картосхемы. Как считает Максимов Г.Н., уровень географических знаний любого народа определяется не только по терминам и мифологическим представлениям, но и по умению изобразить место своего проживания. Охота, рыболовство и оленеводство предполагают перемещения на большие расстояния, поэтому уровень знаний якутами особенностей своей местности, их умение прогнозировать погоду и способность ориентироваться, помогали не только обеспечивать себя пищей, но и сама жизнь. О высоком уровне картографических представлений якутов говорят воспоминания путешественников и исследователей Якутии, которые рассказывают о своих проводниках – неграмотных местных жителях. Например, любой охотник, указывая путь путешественнику, рисует схему на снегу или песке. Однако, как уточняет профессор, жизнь таких карт коротка!

Таким образом, народные географические знания якутов, то есть протогеография, составляют народную географическую картину мира, лежащую в основе научной картины мира. Эти знания сформировались за сотни лет проживания и хозяйственной деятельности якутов в своей среде обитания, в противостоянии суровым природным условиям. Традиционные хозяйственные занятия якутов – коневодство, скотоводство, рыболовство и охота привели к необходимости хорошо знать свою местность, уметь прогнозировать в ней опасные изменения, а также ориентироваться в окружающей среде. Народные географические знания, являясь нематериальным культурным наследием, отражаются, материализовываются в различных предметах материальной культуры якутов: традиционном жилище, орудиях труда, транспортных средствах и др. Путями дальнейших исследований народной географии якутов могут быть изучение народной терминосистемы, мифологических представлений и картосхем.