Истории цивилизаций имеют многочисленные примеры сохранения и передачи потомкам различных памятников истории и культуры. Начало этому процессу было положено созданием специализированного учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО.

В 1972 году ЮНЕСКО принята Конвенция об охране Всемирного наследия, которая вступила в силу в 1975 году. Под Всемирным наследием мы понимаем природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, природной или исторической значимости.

Одним из приоритетных направлений Всемирного наследия является изучение его образовательного потенциала. Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования (А.С. Баранов, Н.О. Верещагина, В.П. Соломин, Д.П. Финаров и другие) позволил заключить, что в современных образовательных учреждениях недостаточно используется потенциал изучения Всемирного наследия, в связи с чем считаем необходимым сформулировать ряд направлений работы по использованию материалов.

Всемирного наследия в школе и вузе:

  1. Дальнейшая реализация краеведческого принципа в воспитании и обучении всем основным учебным предметам и дисциплинам.
  2. Использование в преподавании основных предметов и дисциплин материалов о Всемирном наследии различных уровней.
  3. Использование экологокраеведческих материалов в преподавании основных предметов и дисциплин.

Вместе с тем, основной сложностью включения в образовательный процесс материалов о Всемирном наследии – это их исключительная междисциплинарность. Исследование и сохранение природных, исторических, культурных, этнических объектов требует привлечения теоретических знаний, практических навыков, опыта экспедиционной и экспериментальной работы в области географии и смежных с ней дисциплин. Все это позволит педагогам:

  • заинтересовать и привлечь к учебным программам и натуралистическим исследованиям любого школьника или студента;
  • продемонстрировать учащимся междисциплинарность интересующей их дисциплины;
  • дать возможность обучающимся принять участие в социально значимых практических работах и исследованиях, связанных с сохранением и восстановлением природных, культурных и исторических памятников, в том числе мониторинговых исследованиях по направлению изучения Всемирного природногоокультурного наследия.

На базе Герценовского университета, по праву являющегося лидером в изучении Всемирного наследия, уже более 20 лет организуются семинары и конференции, разрабатываются программы и учебные рекомендации. Уникальным является созданный коллективом преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена под руководством профессора В.П. Соломина учебно-методический комплекс «Всемирное наследие», являющийся с середины 1990х годов объектом специального исследования в области образования. Среди основных элементов данного комплекса учебнометодические пособия «Всемирное культурно-е и природное наследие в образовании», «Национальное природное и культурно-е наследие в образовании», «Природное и культурно-е наследие Петербурга», «Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и вузе».

В 2016 году коллективом Герценовского университета создан учебный модуль «Всемирное природное и культурно-е наследие», который может быть включен в основные образовательные программы (ООП) следующих направлений подготовки:

– уровня бакалавриата: 05.03.02 География; 05.03.06 Экология и природопользование; 39.03.01 Социология; 41.03.01 Зарубежное регионоведение; 43.03.02 Туризм; 44.03.01 Педагогическое образование; 46.03.01 История; 47.03.01 Философия;

– уровня магистратуры: 44.04.01 Педагогическое образование (магистерские программы «Географическое образование», «Историческое образование», «Культурологическое образование», «Обществоведческое образование», «Образовательный туризм», «Философская урбанистика и петербурговедение»).

Таким образом, несмотря на то, что сегодня достаточно остро стоит необходимость разработки и обоснования методических основ изучения Всемирного природного и культурного наследия и поиска новых технологий обучения, образовательный потенциал Всемирного наследия достаточно велик. Данный вопрос может стать перспективным направлением научных исследований в области гуманитарных наук.