Восприятие культурного наследия, прежде всего, связано с процессом исторической и личностной самоидентификации человека как элемента социальной группы, а также понимания роли своей социальной группы в окружающем мире. Процесс восприятия культурного наследия, формирование понимания его сохранения без сомнения связан с процессом формирования отношения человека к истории: индивидуальной, родовой, истории общины, города, государства мира в целом.

В древние века понимание истории носило, прежде всего, событийный характер, значение имели события, их интерпретация, роль социальной группы в них и формирование отношения к ним. Формирование первичного понимания роли культурного наследия, в частности материального культурного наследия, появилось в эпоху возрождения. Ценность художественного творческого наследия, в том числе наследия архитектурного, подтолкнуло к идее потребности его сохранения, хотя на том этапе это сохранение осуществлялось путем формирования коллекций оригиналов и (или) их копирования, и обуславливалось потребностью в самоидентификации в социуме путем визуализации своего материального благосостояния. В целом же в эту и последующие эпохи, вплоть до конца 19 века не возникло, сколько бы то ни было устойчивых систем сохранения культурного наследия, поскольку вышеуказанная потребность не носила массовый характер, а являлась привилегией меньшинства.

Изменение понимания окружающего мира во времени, формирование целостного отношения к нему так же повлияло на эволюцию восприятия культурного наследия и предопределило переход от объектной охраны к охране средовой, от охраны материального наследия к совокупности материального и нематериального наследия, что иллюстрируется изменением систем различный декларативных и правовых актов. В средние века и предшествующие им эпохи человек воспринимал окружающий себя мир как нечто чуждое, враждебное и не поддающееся контролю. Отсюда потребность индивидуализировать себя в окружающем мире, рационализировать пространство путем его геометризации, что легко иллюстрируется архитектурными формами, начиная с пирамид и примитивных регулярных ландшафтных объектов и заканчивая классицистическими и готическими ансамблями и такими ландшафтными объектами как Версаль и Петергоф. Последующий переход к пейзажному стилю в ландшафтной архитектуре и еще более поздний к стилю модерн охарактеризовало перелом сознания индивидуума и понимания его места в окружающем мире.

Культурное наследие представляет материальный носитель информации представлений человека об окружающем мире и месте человека в нем. Масштабы материальных носителей информации и характер такой информации постоянно меняется, но сущностные характеристики такой информации остаются неизменными. Как в древние времена, так и сейчас, смысл передачи информации это, прежде всего, передача своего представления об окружающем мире и роли конкретного человека в нем, это эволюционная потребность, обеспечивающая развитие и доминирование вида или отдельной группы.

Указанные факторы, да и не только они, конечно, сформировали потребность и систему охраны культурного наследия в целом и объектов культурного наследия в частности. Начиная с ХХ века, формирование требований и систем сохранения объектов культурного наследия стремительно развивалось. Стимулирующими такой процесс печальными событиями явились мировые войны, которые привели к значительным утратам культурного наследия и его перемещению. Начавшись с формирования требований о защите объектов культурного наследия от перемещения, так, как и упоминалось ранее, материальные объекты культурного наследия являются носителями нематериальной информации о народе и нации и обеспечивают её самоидентификацию, без чего невозможно сохранение такой нации. Процесс эволюционно перешёл к формированию требований по сохранению объектов культурного наследия в случае вооружённых конфликтов (Пакт Рериха).

Параллельно трансформировалось понимание самих объектов культурного наследия. От отдельных объектов к пониманию ценных составляющих таких объектов, без которых подобные объекты утратят свою идентичность, и далее к восприятию объекта культурного наследия в неразрывной связи с окружающей его средой. Подобное целостное понимание объекта как части исторической среды не исключает конкретизацию тех материальных и нематериальных составляющих, которые определяют его уникальность и ценность. В международной практике подобные составляющие называются элементы выдающейся универсальной ценности, а в законодательстве России это предметы охраны объекта культурного наследия.

Несмотря на наличие множества дискуссий о вреде или пользе подобного расчленения объекта на составляющий его предмет охраны, полагаю, что в настоящее время, как в международной, так и в отечественной практике отсутствуют какие либо альтернативные механизмы, позволяющие обеспечить сохранение уникальных особенностей объекта культурного наследия, особенно при его приспособлении для современного использования. Руководствуясь нормами действующего законодательства об охране объектов культурного наследия, а также своими наработками по подготовке методики определения материального предмета охраны для объектов культурного наследия, мною была предпринята попытка укрупненной систематизации нематериальных характеристик.

Для этого необходимо раскрыть следующие аспекты:

  1. Нематериальное значение предмета охраны;
  2. Нематериальные атрибуты предмета охраны;
  3. Способы или методы сохранения нематериальных атрибутов.

Примером объекта культурного наследия, в котором заключается больше нематериальной, чем материальной ценности, является «Зелёный пояс Славы». В данном объекте, кроме материальных предметов охраны, таких как местоположение объекта, состав, объемно пространственная композиция, большая составляющая – нематериальная, связанная с историей Великой отечественной Войны, победе в ней и героями Войны.

Не вдаваясь глубоко в данной статье в детали самого предмета охраны конкретного объекта, хотел бы в итоге остановиться на том, для чего необходимо определение и сохранение нематериальных составляющих предметов охраны. Для формирования:

  1. Осознанного, правильного восприятия материальных элементов (в том числе «одушевление» материальных элементов путем включения их в единое информационное пространство);
  2. Единого информационного пространства;
  3. Идентификации уникальности объекта в целом, его компонентов и элементов по отношению к иным аналогичным объектам (позиционирование объекта);
  4. Системы ценностных ориентиров у пользователя объекта (жителя Санкт-Петербурга). Позиционирование жителя (пользователя) через формирование идентичности со средой его окружающей и как следствие формирование бережного отношения к наследию;
  5. Обеспечения преемственной передачи информации, в том числе о материальном наследии.

Несомненно, что определение нематериальных атрибутов невозможно без понимания способов их сохранения. Передать некое внутреннее знание, а уж тем более ощущение можно только путем его оформления в виде языковой конструкции, а, следовательно, его опосредованную материализацию. Дальнейшая моя работа предполагает определение форм сохранения нематериальных составляющих предметов охраны объектов культурного наследия.