Камень в архитектуре культовых сооружений играет особую роль. Не случайно в основание храма при его строительстве с давних времён закладывают камень как символ устойчивости, надёжности, постоянства. Не случайно и своего ближайшего ученика Иисус Христос нарёк Петром – «камнем» в основании своей Церкви. Выбор места строительства каменных храмов всегда зависел не только от социально-политических условий, но и от близости месторождений природного камня и условий его доставки.

Автором данной статьи был проведён анализ роли природного камня в истории формирования культовых сооружений в разных странах Европы. В результате систематических поездок и петрографического определения характера материала сформулированы представления о том, что возникновение и развитие школ ваяния и зодчества в различных странах определяется, прежде всего, наличием в тех или иных районах доступного эстетически привлекательного и пригодного для обработки камня, т.е. геологическими условиями. Было сформулировано и представление о неправлении в науке – геокультурологии, сочетающей методы исследования в геологии, географии и в гуманитарных науках

Геокультурология – научное направление, исследующее историю развития культуры на различных территориях Земли как результата действия комплекса природных и социально исторических факторов; при этом геологический фактор рассматривается как один из решающих.

Петрографическая неоднородность каменного материала в геологическом строении территорий обусловила то, что зарождение новых архитектурных стилей происходило в районах с наиболее пригодным для этого камнем. В дальнейшем распространение этих стилей в других геологических условиях приводило к возникновению изменчивости характера сооружений в географическом пространстве. При общем стилевом единстве в то или иное историческое время для разных в геологическом отношении регионов выявляются свои, присущие им характерные особенности.

Наиболее отчётливо это проявляется при знакомстве со знаменитыми готическими храмами Франции и сопоставлении их с архитектурой не менее знаменитых храмовых сооружений того же интервала времени строительства на территории нынешней России.

В геологическом отношении территория Франции весьма разнообразна, и различные её районы значительно различаются по характеру слагающих их горных пород. В северной части этой страны располагается обширный Парижский бассейн, который является пост герцинским платформенным чехлом, значительная площадь которого слагается плотными и достаточно однородными известняками мелового возраста, являющимися очень хорошим строительным материалом. Изумительные по красоте храмы, позже названные «готическими», строились во Франции начиная с XII века именно на этих территориях. Для их возведения необходим был блочный каменный материал, пригодный для обработки, в том числе и фигурной, а также для резьбы по камню. И территория Парижского бассейна оказалась наиболее удобной для появления этого нового стиля в архитектуре. Соборы в Реймсе, Руане, Париже, Шартре, Амьене, и других городах этого региона, как правило, очень светлые, серовато-жёлтого или желтовато-серого цвета, украшенные великолепной резьбой по известняку. Особенно, по мнению автора, выделяется собор Амьенской Богоматери, изящные фасады которого покрыты ажурной резьбой по камню, а интерьер производит неповторимое впечатление великолепной гаммой световых оттенков.

Кстати, наиболее известные готические соборы в Кентебери и Солсбери на юге Англии построены из известняка на северном продолжении того же постгерцинского осадочного бассейна, только уже за ЛаМаншем. В других районах Англии в связи с преимущественным развитием очень твёрдых или сильно дислоцированных пород высокая готика в архитектуре практически не проявлена и доминируют постройки, выполненные в романском стиле или с сочетанием романского и готического стилей.

В другой части Франции, на её востоке, в Страсбурге готический собор с элементами романского стиля, а также другие многочисленные постройки радуют розовой окраской и чудесной резьбой по кварцитопесчаникам. Эти породы добывались неподалёку от города, в горах Вогезах, где широко проявлены красноцветные обломочные породы нижнепермского возраста, имеющие собственное название – «красный лежень». Среди них развиты горизонты плотных аркозовых песчаников и кварцитопесчаников розового цвета, которые являются хорошим строительным материалом и легко поддаются резьбе.

И, наконец, на всём этом фоне резко выделяется «чудо Франции» – МонСенМишель, монастырь, в архитектуре которого сочетаются элементы романского и готического стилей. Он весь построен из протерозойских лейкогранитов и гнейсогранитов Армориканского массива на маленьком острове у берега пролива Ла Манш. Поскольку эти горные породы являются очень твёрдыми и сложными для обработки, поражает тщательность выполнения всех архитектурных деталей, характерных для готической архитектуры, хотя, конечно, в данном случае каменный материал диктует свои её особенности и характер их восприятия.

А вот на юге Франции в Провансе, готические храмы практически отсутствуют. Историки архитектуры, искусствоведы это связывают с различными социально-историческими условиями в разных районах Франции. Не умаляя значение этих факторов в размещении храмов, построенных в разных архитектурных стилях, отметим, что в Провансе, в силу многообразия геологических обстановка и сильной дислоцированности горных пород, ощущается недостаток каменных материалов, пригодных для строительства храмов в готическом стиле. Даже известняки, развитые в этом районе, отличаются от известняков Парижского бассейна высокой кавернозностью и другими неоднородностями, значительно понижающими возможности их использования в строительстве.

По сравнению с Францией, вся «средневековая» часть России располагается в пределах осадочного чехла Восточно-европейской платформы, где никаких горных пород, подобных северо-французским известнякам и песчаникам, нет. С запада на восток здесь постепенно, от ранних к поздним, сменяются горизонты палеозойских осадочных пород, представленных глинами, песками, плитчатыми известняками. Физические свойства этих пород и пологое их залегание обусловили спокойный характер Русской равнины и отсутствие хорошего каменного строительного материала в её пределах. Этим, по-видимому, и обусловлено отсутствие нашей исторической памяти вплоть до начала II тысячелетия н.э.

В связи с геологическим строением территории на Северо-западе Древней Руси долгое время храмы строили из плитчатого известняка и плинфы. Школа зодчества развивалась здесь применительно именно к этим материалам. Новгородская архитектурная школа стала формироваться в середине XI века, когда строился Софийский собор. В середине и второй половине XII века были построены Успенская и Георгиевская церкви в Ладоге, а также многие храмы Новгорода, в том числе и знаменитая церковь Спаса на Нередице. Отличительными чертами архитектуры ладожских и новгородских храмов являются их подчёркнутая простота, отсутствие декоративных украшений на фасадах.

Эти особенности архитектуры обусловлены наличием в этом регионе лишь плитчатого известняка ордовикского и девонского возраста, которые вскрывались в береговых обнажениях рек, а также изготавливаемой плинфы. Другого каменного материала здесь не было. Конечно, ни о какой резьбе по камню речи быть не могло. Поэтому храмы Северо-запада Руси этого периода отличаются сдержанным, даже несколько суровым лаконизмом и относительно невысокими размерами. И это в то время, когда во Франции уже начиналось строительство причудливых высоких готических храмов из имеющегося там в изобилии плотного однородного блочного известняка.

В востоку от новгородских земель, во Владимиро-Суздальском княжестве, которое в XIXIII вв. занимало обширные земли в верховьях Волги, на её берегах в районе нынешнего города Старицы, а также по берегам её притоков в виде относительно маломощного горизонта обнажается белый известняк карбонового возраста. Этот камень и стал со времён Юрия Долгорукого разрабатываться для строительства церквей на Владимиро-Суздальских землях. Из него построены все знаменитые древнерусские белокаменные храмы второй половины XII века, в том числе такие шедевры, как Покрован-а-Нерли, Дмитриевский собор (фото 6) и другие, которые имеют общие архитектурные черты с храмами Новгорода и Ладоги, однако украшены сложной резьбой. Объёмы выходящих на поверхность белых известняков, которые можно было использовать для строительства, в каждом случае были не очень значительными, и этим, а также возможностью доставки камня по рекам, несомненно, определялись масштабы строившихся храмов

Историки архитектуры иногда стараются найти связь владимиро-суздальской архитектуры с готической, развивавшейся во Франции в это же время. Однако, следует иметь в виду, что почти весь временной интервал белокаменного строительства во Владимирской Руси уложился в пятьдесят лет, и вершина этого периода в архитектуре – Дмитриевский собор, был построен русскими мастерами в 1194-1197 гг., а возможно, даже в 1191 году, когда только начиналось строительство готических храмов во Франции.

Первое здание, которое относится к готической архитектуре, это аббатство Сен-Дени, которое приобрело черты готики в 1137-1144 гг. А относящиеся тоже к ранней готике собор Парижской богоматери и собор в Шартре были только заложены соответственно в 1163 и 1194 гг., а достроены много десятилетий спустя, в XIV и конце XIII вв. В то же время, первые белокаменные храмы Владимирской Руси – Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, были уже построены в 1152 году.

Таким образом, самобытность архитектуры культовых сооружений XIIXIII вв. во Франции и в России во многом определяется геологическими условиями, в которых развивалась культура в разных районах Европы.

В заключение можно сделать и более общий вывод, касающийся сохранения памятников культурного наследия.

История цивилизации во многом определяется отношением человека к камню как одному из основополагающих факторов развития культуры и одной из основ исторической памяти. Образ каждого сооружения, в том числе и культового, наряду с социальными условиями, определяется той геологической ситуацией, в которой оно возникает, тем камнем, который заложен в его основу. Для сохранения исторического облика храмов, а также и всего культурного наследия, необходимо внимательное отношение к особенностям камня, привлекаемого к строительству и реставрации в исторических районах, и использование традиционных его разновидностей. Это стало особенно важным в наше время, когда часто ведущим фактором при использовании того или иного строительного материала являются финансовые возможности строителей и реставраторов.