В последние годы российские и зарубежные туристы, а иногда и паломники, всё чаще желают ознакомиться не только с красивыми природными объектами, но и памятниками далёкого и близкого прошлого, осознать связи времён. На сакральных объектах человек взаимодействует с Богом, сакральным ландшафтом, Космосом, Природой и другими людьми, поэтому эти места приобретают сакрально-природнокультурные функции, они неоднократно обустраивались, разрушались и вновь возрождались.

Христианство и памятники предшествующих эпох. В ходе познавательных, туристических и паломнических поездок их участники часто задают вопросы о том, что было в данном районе до принятия христианства местным населением. Вопрос очень многоаспектный и в большинстве случаев не имеющий ответа в письменных источниках. Данные истории, религии, археологии, этнографии и географии позволяют приблизиться к ответу на данный вопрос. Многие известные христианские священные места имеют длительную и сложную историю.

По преданию, первый человек Адам был захоронен под горой Голгофой в Иерусалиме и с черепом Адама связано её название (в переводе с арамейского слово «Гольголет» означает череп, то есть «Гора Череп»). Ранние христиане почитали Голгофу как место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. В 70 г. Иерусалим подвергся полному разрушению римлянами. В 135 г. император Адриан на месте Голгофы построил форум и капитолий со святилищами Венеры и Юпитера. Св. Елена после видения, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми, в 326 г. совершила паломничество в Святую землю. Здесь по её указанию и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой был погребён Иисус Христос. На этом месте Св. Елена нашла Животворящий Крест с гвоздями и выше места античного святилища заложила Храм Гроба Господня, который в дальнейшем превратился в монументальный комплекс культовых зданий.

В качестве дополнительных наглядных примеров рассмотрим памятники из двух удаленных регионов – с Алтая и Северо-запада России. Около посёлка Колывань на горе Очаровательной в 1993 г. СаяноАлтайская экспедиция Эрмитажа обнаружила древнее святилище. У коренных жителей Колывани сохранилось много легенд, связанных с горой Очаровательной, находящейся в 5 км к ССВ от этого посёлка. По одной легенде, название было дано в середине XVIII века «кабинетским начальством», которое было «очаровано» природной красотой этой горы. Само название горы – «Очаровательная» свидетельствует о красоте и, возможно, о культовом действии – «чары», «очаровывать». На вершине горы, к северу от озера находится самый массивный и высокий скальный выход, напоминающий, если смотреть с восточной стороны, выползающую из воды рыбу (или зверя) с раскрытым «ртомпастью» и даже выделенным «глазом»–выступом. «Пасть зверя», высотой более 5 м, широко раскрыта, гладкими внутренними стенками.

В передней части нижней плоскости «пасти» находится округлая неглубокая ямкалунка искусственного происхождения. Вероятно, эта скала в виде головы зверя или рыбы являлась культовым центром древнего святилища. Самая нижняя точка захода зимнего солнца находилась на «крупе зверя». В день весеннего и осеннего равноденствия (22 марта и 22 сентября) солнце проходило через «пасть зверя». «Рыба или зверь» глотало солнце и после этого постепенно наступала темнота

В устной, письменной и изобразительной традициях многих народов Евразии, начиная с эпохи бронзы и до этнографической современности, был широко распространен образ глотающего солнце зверя, рыбы или мифологического животного, вплоть до современных сказок о крокодиле, проглотившем солнце.

В ходе археологической разведки 1993 г. местные жители сообщили эрмитажной экспедиции, что в окрестностях поселка Колывань, в районе горы Синюхи раньше размещался женский монастырь. Остатки монастыря находятся с северной стороны от горы Синюхи, в 2 км от ее вершины, на расстоянии около 5 км к югу от поселка «8 Марта». Поражают темпы «археологизации» остатков монастыря – за 60 лет на поверхности не осталось ни одной возвышающейся постройки. На вершине Синюхи ещё в первой четверти ХХ века стоял деревянный крест (возможно, крест был обложен золотыми листками) и находились «купели» для крещения. Для проверки этих сведений участники экспедиции по северному склону поднялись на гору Синюху. Креста или его остатков на вершине найти не удалось. Вероятно, деревянный крест был установлен на небольшой площадке самого высокого места «лет за 40 до Демидова» и снят в 1920-30е годы. Ряд западин на больших камнях вполне мог использоваться в качестве «купели» при крещении. Гора Синюха (ранее называлась сопка Синяя) является верхней точкой Колыванского хребта.

У подножья сопки Синей, недалеко от озера Белое, находился один из христианских женских монастырей, возможно, старообрядческий. Легенды о «Стране Белых Вод и Синих Гор» – далекой, красивой и свободной земле, нашли в этом удаленном уголке один из центров реального воплощения многовековой народной мечты. На самой высокой точке этой горы в 1997 г. верующими вновь был установлен вначале деревянный православный крест, который затем заменили на железный.

Для Северо-запада России наиболее ярко смену язычества христианством можно показать на примере использования разновремённых культовых объектов на острове Коневец. В конце XIV в. инока Арсения (Коневского), после возвращения со Святой Горы Афон в Греции и жизни на острове Валаам, бурные воды Ладоги вынесли на остров Коневец. Здесь по промыслу Божию Арсений поставил крест и в 1393 г. построил часовню. Через 5 лет жизни в скиту он преобразовал его в общежительный монастырь, где построил каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Пр. Арсений однажды повстречал рыбака по имени Филипп и спросил его том, почему остров называется Коневским. И сказал ему рыбак: «Есть, отче, на этом острове большой камень, известный как Конь, и тому камню язычники жертву приносили: каждый год приводили по коню, потому и называется этот остров Коневский. На острове много корма, поэтому обитатели этих мест возили на остров свою скотину на лето, оберегая от хищников и воров, и оставляли ее здесь. А чтобы не было вреда ни скоту, ни им самим, приносили жертву камню, угождая бесам». Тогда сказал ему блаженный Арсений: «Друг, покажи мне тот камень». Рыбак пошел и показал ему камень.

Пр. Арсений пробыл всю ночь в молитве, без сна, а утром взял икону Пречистой Богородицы, принесенную со Святой горы, святую воду, фимиам и пошел к камню. Он пел молебены, окропил камень святой водой и прогнал нечистых духов, которые, обернувшись стаей черных воронов с криками и рыданиями, словно ревущие волы, улетели на Выборгский берег, в залив, получивший поэтому название Сортанлахта – «чертова бухта» (ныне бухта Владимирская). Исчезли с острова и змеи, это единственный остров в Ладоге, где нет гадюк. И с тех пор и до наших дней благодатью Божией и по молитвам Пр. Арсения, очистилось то место. Ещё при его жизни воздвигли на Конькамне часовню. В XVIII в. от нее ничего не осталось, поэтому в 1815 г. на Конькамне соорудили новую часовню, которую обустраивали в 1860х годы и позднее. При настоятеле этого монастыря архимандрите Назарии (Лавриенко), прибывшем в мае 1991 г. на остров Коневец, началось новое возрождение Коневского РождествоБогородичного монастыря. В ноябре того же года под полом Сретенского храма Рождественского собора были обретены мощи преподобного Арсения 3.

В 1994 г. на Конькамне, при поддержке Ново-Валаамского монастыря, во главе с архимандритом Арсением вновь начали восстанавливать часовню по старым фотографиям и описаниям. Иконы написал сам архимандрит Арсений и 28 августа 2000 г. была освящена эта часовня.

«Конькамень» – одна из главных достопримечательностей на острове Коневец. Гранитный гигантский валун-мегалит имеет вес более 750 тонн, его размеры – 9 на 6 м, а высота – 5 м. Камень, действительно, похож на голову коня, но некоторые паломники видят в камне разные образы. Писатель Н.С. Лесков в очерке «Монашеские острова на Ладожском озере» отметил, что камень напоминает «слона с балдахином» – с часовней наверху.

Конькамень по своей форме похож на другой сакральный мегалит – «Громкамень» (1600 тонн), использованный для постамента памятника основателю города Санкт-Петербурга Петру I, медному всаднику на коне, давящего змея на камне. По весу к Конькамню близка и воздвигнутая в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга «Александровская колонна» (весом 600 тонн), на вершине которой находится Ангел с крестом, также попирающим змея.

Следует обратить внимание на семантическую связь коня и змеи, которую можно проиллюстрировать на выше указанных памятниках Коневца и Санкт-Петербурга, а также на других примерах, вплоть до «Песни о Вещем Олеге» А.С. Пушкина. Во время экспедиции на Алтай в 1970е годы местные кочевники рассказывали автору, что сплетённые из конских волос аркан или верёвка, уложенные по кругу, охраняют человека в ночное время от змей, которые не могут её переползти. Кони также часто давят змей во время движения. На памятниках Петру I и Александровской колонне всадник и Ангел с Крестом, попирающие большого змея, символизирует победу над врагами.

Высотные соотношения. Фольклорные сюжеты о глотающем солнце звере, борьбе с ним, с одной стороны, и о мирной счастливой жизни в Беловодье, с другой, противоположны по своему содержанию и направленности. Время и пространство разделяют эти сюжеты, также как и реальные объекты на вершинах гор Очаровательной и Синей. Высокое положение над окружающим ландшафтом, чистый воздух на вершинах, красивые скальные выходы разнообразной формы, лесные массивы на горных склонах и многие другие факторы, в разное время способствовали выбору мест для святилищ на вершинах гор Очаровательной и Синей, находящихся с точностью до 1 градуса на одной долготе. Скорее закономерно, чем случайно, что древнее святилище с «рыбой-зверем» на северной горе Очаровательной расположено почти в два раза ниже по высоте (670 м над уровнем моря), чем противолежащий ей христианский крест на вершине южной горы Синей (1210 м). Более тёплый юг в христианской традиции пользуется гораздо большим почитанием, чем холодный север. На многих старых географических картах Руси юг даже находился в верхней части.

Конькамень и гора Змеиная на острове Коневец также находится к северу от южнее расположенной Святой горы (34 м) – самой высокой точки на этом острове, месте где первоначально поселился Пр. Арсений.

Первый человек Адам был захоронен у подножья горы Голгофы, а Иисус Христос распят на вершине этой горы и был погребён внизу в каменной гробнице. Поверх этой гробницы позднее был сооружен храм богини Венеры. Св. Елена выше этого места воздвигла один из первый христианских храмов.

В пос. Володарское в Лужском районе находится почитаемый подработанный валунмегалит, называемый камнем Святой Параскевы Пятницы. После утверждения христианской веры на нём была построена небольшая деревянная часовня, которая была разрушена в 1930е годы. Вода из углубления в верхней части этого камня считается целебной и священной. Новейшие астро-археологические и метрологические исследования на этом памятнике указывают на факты связи крупных мегалитов с более мелкими камнями, ориентированными по отношению друг к другу и к сторонам света, отмечая линии визирования важных астрономических событий. Вокруг камня Святой Параскевы Пятницы необходимо восстановить деревянную христианскую часовню.

Заключение. Христианский подвиг Пр. Арсения заключается в том, что он воплотил в жизнь на небольшом острове Коневец, слова Иисуса Христоса, сказанные Петру: «и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» (Мф., 16: 18). Расположение культовых объектов на вершинах противолежащих гор около посёлка Колывань на Алтае, деревянной часовни на древнем Конькамне, в целом знаменует победу христианства над язычеством в этих районах.