Спрос на культурный туризм переживает беспрецедентный рост, уже сейчас на него приходится около 40 процентов от глобального туризма. Эти тенденции открывают перед Казахстаном блестящие возможности по развитию собственной туристской индустрии. В современном мире туризм является важнейшей отраслью в мировой экономике. Не случайно нынешнее столетие ООН провозгласил Веком активного туризма. Лидирующие позиции туризма в мире обусловлены процессами глобализации экономики, а также возрастающим интересом общества к достижениям и цивилизаций других народов. Наша республика обладает уникальными возможностями для развития туризма. Геостратегическое месторасположение Казахстана в самом сердце Евразии, способствует тому, что придает и придавал важное значение возрождению туризма на Шелковом пути, как базовой основы политики в области туризма. Великий Шелковый путь является уникальным историческим памятником человеческой цивилизации. В течение столетий торговля на древнем караванном пути способствовала развитию культуры и экономики стран народов Востока и Запада Евразии. Неоценимо его значение и в наши дни, так как современный туризм связывает сегодня торговлю и бизнес, содействуя взаимопониманию и миру между народами.

Казахстанская часть трассы Великого шёлкового пути представляет собой уникальный комплекс памятников градостроительного и монументального искусства, истории, архитектуры, археологии, отражающих глубинные процессы взаимодействия оседлоземледельческих культур и кочевых народов Центральной Азии.

Великий шёлковый путь – своеобразный феномен истории развития человечества. Этот крупнейший в истории человечества трансконтинентальный торговый путь связывал Европу и Азию, простирался от античного Рима до древней столицы Японии Нары. Подлинное начало великой магистрали, проложенные из Центральной Азии на Запад и Юг, и дороги, ведущие из Китая в Восточный Туркестан, относят к середине II века до нашей эры, когда для китайцев впервые был открыт Западный край – страны Центральной Азии.

Из 33 объектов культурно-исторического наследия Великого шёлкового пути восемь находятся на нашей территории, 22 – в Китае, еще три – в Кыргызстане. Это обстоятельство – шанс для Казахстана стать лидером в Центральной Азии по продвижению культурных ценностей той исторической эпохи, это в свою очередь дает возможность социальному, экономическому и политическому развитию государства.

Первоначально шел обычный обмен, а затем началась продажа на деньги и купля, появилась торговля, а вместе с ней возникли торжища – ярмарки, базары, торговые пути, которые соединяли страны, народы и города. Отдельные отрезки путей сливались, дороги удлинялись на запад и восток, север и юг, захватывая все новые и новые территории.

В формировании Великого шёлкового пути как трансевразийской магистрали древнекитайский чиновник Чжан Цянь сыграл решающую роль. В 138 году до н. э. он отправился с опасной дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками сюнну. Чжан Цянь первый китайец, который побывал в Средней Азии – в Согдиане и Бактрии (ныне Узбекистан, Таджикистан Афганистан).

Для успешного функционирования Великого Шёлкового пути была необходима политическая стабильность на всем его протяжении. Была создана огромная империя, контролирующая все важнейшие евразийские караванные пути, а также «разделом мира» между крупными державами, способными обеспечить безопасность торговли. В истории Великого Шёлкового пути были три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в конце VI в., империей Чингисхана в конце XIII в. и империей Тимура (Тамерлана) в конце XIV в. Однако изза высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было трудно чрезвычайно. Чаще наблюдался «раздел мира» между несколькими крупными странами.

Впервые «шёлковыми» эти караванные дороги назвал венецианский купец Марко Поло, он был первым из европейцев который достиг пределов Китайской империи. А термин «Великий шёлковый путь» в научный оборот в 1877 году ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде «Китай». По Великому шелковому пути двигались не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. По караванным дорогам на протяжении столетий путешествовали ученые, исследователи.

Эта огромная система караванных путей, протяженностью более 7 тыс. км, просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути. Идея реализации Инициативы по развитию сотрудничества и продвижению туризма на Впервые шёлковом пути зародилась почти 20 лет назад, и была закреплена в 1994 году в Самаркандской Декларации. С тех пор были приняты в 1999 году – Декларация Хивы, в 2002 году – Бухарская Декларация. Астанинская Декларация по шёлковому пути была принята в 2009 году в рамках 18 Сессии Генеральной Ассамблеи ЮНВТО, а также Алматинская – в 2008 году во время проведения III Форума Мэров городов «Впервые «Великий шёлковый путь».

Реализация принятых мер способствовала экономическому росту и интеграции стран Евразийского пространства, которое является основным регионом Шёлкового пути, замыкая на себе три его выгодных полюса: Персидский Залив, Китай, Россия. Казахстан является связующим мостом, который расположен в центре Евразии, и дает возможность развитию экономических взаимоотношении между этими полюсами и странами ЦентральноАзиатского региона: Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном.

В рамках реализации в 1997 году в трансконтинентального проекта ЮНВТО, ЮНЕСКО и ПРООН «Шёлковый путь – путь диалога» в Казахстане были проведены первые исследования туристского потенциала. По итогам исследований была разработана и утверждена Указом Президента Республики Казахстан Государственная программа «Возрождение исторических центров Шёлкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма».

Великий шёлковый путь как туристский продукт имеет целый ряд особенностей, который отличает его от привычных маршрутов. Например, классический тур – это поездка, как правило, в какуюнибудь одну определенную страну по турпакету. Здесь же речь идет о транснациональном маршруте, когда турист имеет возможность посетить целый ряд стран, познакомиться с их древней и сегодняшней культуро-й и получить гораздо больший объем знаний и впечатлений.

В международной конференции приняли участие представители 32 стран мира, а также представители ООН, Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка. Наряду со строительством железных дорог Узбекистан участвует в строительстве и реконструкции автомобильных дорог Андижан – Ош – Иркаштам – Кашгар, дающих выход в Китай и Пакистан, а также Бухара – Серахс – Мешхед – Тегеран и Термез – Герат – Кандагар – Карачи, позволяющих выйти к Индийскому океану.

Основная идея программы – показать, как наряду с войнами на протяжении многих столетий протекали процессы общения между странами и народами, а главными факторами этого процесса служили торговые отношения и культурный взаимообмен, осуществлявшиеся по трассам Великого шелкового пути. За её исполнение взялись международные группы, составленные из самых разных специалистов.

Важнейшее место в реализации программы отводится республикам Центральной Азии, в памятниках культуры которых сплелись воедино как местные, так и иноземные традиции. В выполнении этой задачи должны быть задействованы различные секторы туриндустрии, включая гостиничное управление, туристские, туроператоров и транспортные агентства, а также органы государственной власти. Казахстанский участок Великого Шелкового пути, представляет собой уникальный комплекс памятников истории, археологии, архитектуры. В XXII вв. одно из ответвлений Шелкового пути пересекало всю Илийскую долину с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналось в Навакате, затем шло на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северные склоны Заилийского Алатау.

На перевал шла еще одна дорога– из Баласагуна. Здесь приметным ориентиром были священные горы УрунАрдж. Трасса проходила через небольшие городки в предгорьях Заилийского Алатау, находившиеся на месте Кастека, Каскелена и Алматы, и достигала города Тальхиза (Тальхира), который расположен на северной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор на правом берегу р. Талгар находятся развалины крупного средневекового городища. Тальхиз (Тальхир) был крупным центром транзитной торговли. В Илийскую долину попадали и другим путем: от Кулана, Аспары либо Нузкета к городам среднего и нижнего течения Чу. Через брод Ташуткуль дорога шла на северные склоны Чуилийских гор к городам вдоль северных склонов Заилийского Алатау. В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся.

Южная часть шла через Иссык, Тургень, Чилик к переправе через Или в районе Борохудзира, а затем по правому берегу Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом, шедшим сюда из долины ИссыкКуля. На этом отрезке археологи нашли развалины небольших городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного г. Чилик. По правому берегу Или дорога шла через современные поселения КокТал и г. Джаркент. В районе КокТала располагался Илибалык.

Два уникальных памятника древности включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане и археологический комплекс «Тамгалы» близ г. Алматы. Среди значимых туристских маршрутов по Шелковому пути важное место отводится городам Алматы, Тараз, а также Туркестану и Отрару в ЮжноКазахстанской области.

На ответвлениях казахстанского участка Шелкового пути наиболее перспективными проектами являются:

  • создание международного туристского центра на побережье Капшагайского моря «Жана – Иле» в Алматинсокй области;
  • развитие объектов туристской инфраструктуры «Древний Отрар» и «Древний Туркестан» в ЮжноКазахстанской области;
  • строительства международного туристского центра «Бурабай» в Акмолинской области, где уже создана свободная экономическая зона;
  • строительство города нового тысячелетия «Актау – Сити» на западном ответвлении казахстанского участка Шелкового пути в Мангистауской области.

Кроме того, планируется создание международного туристского центра «Кендерли» на побережье Каспийского моря. Казахстан активно участвует, а также является инициатором ряда мероприятий по Шелковому пути.

Сегодня все еще продолжают оставаться значительные помехи для более тесного экономического сотрудничества в ЦентральноАзиатском регионе. Прежде всего, это визовые проблемы, к сожалению, до сегодняшнего дня нет единого мнения в вопросе взаимного признания туристских виз для граждан третьих стран. А ведь именно этот вопрос помог бы поднять туризм на Шелковом пути через развитие и популяризацию совместных туристских маршрутов. Казахстан выступал, и будет выступать за реализацию данного предложения в среднесрочной перспективе, поскольку современный потенциальный турист заинтересован в посещении сразу нескольких стран в рамках туров по Шелковому пути, причем желательно с одной туристской визой, сроком до 3х месяцев и признаваемой в странах посещения.

Необходимо развивать потенциал продукции Шелкового Пути, который включает в себя:

  • создание и развитие совместных интересных для туриста турпродуктов, предполагающих посещение нескольких стран/мест и объектов;
  • развитие искусств и ремесел, этноауылов с целью сохранения богатого культурного наследия Шелкового Пути;
  • разработку, реализацию, а также продвижение совместных стратегий;
  • формирование и повышение туристского имиджа стран как бренда и рекламы таких стран как ЦентральноАзиатского региона и СНГ в рамках туризма по Шелковому Пути.

И в заключении, Шелковый путь является одним из лучших брендов мирового уровня, контролируемое развитие туристских ресурсов и продуктов по всему маршруту Шелкового пути имеют важное значение для получения экономических выгод от туризма всеми странами Шелкового пути.

Мы считаем, что необходимо создание на базе традиционной застройки городов и поселений Шелкового пути инфраструктуры туризма: паломнических и туристских комплексов, предприятий сервисного обслуживания и торговли, мастерских народных ремесел, театров, этнографических музеев, историкорелигиозных центров, а также других наиболее интересных для познающего туриста туристских объектов.