Офшорная зона является одной из разновидностей свободных экономических зон. В используемых классификациях их относят к сервисным свободным экономическим зонам, особенностью которых является создание для предпринимателей благоприятного валютно-финансового, фискального режима, высокого уровня банковской и коммерческой секретности, лояльность государственного регулирования.

Термин «офшорная зона» в общем виде подразумевает любую страну с низкой или нулевой налоговой ставкой на все или отдельные категории доходов, определенный уровень банковской или коммерческой секретности, и минимальное или полное отсутствие резервных требований центрального банка, или ограничений по конвертируемости валюты. Кроме того, большинство оффшорных зон имеют относительно простые требования по лицензированию и регулированию финансовых и иных компаний и фирм.

Отличительной особенностью оффшорных зон по сравнению со многими государствами, имеющими низкую или нулевую налоговую ставку на все или определенные категории дохода и обеспечивающие определенный уровень банковской и коммерческой секретности, является наличие особых законодательных гарантий финансовой секретности и возможностей для налогового планирования.

В современной литературе и деловом обороте наряду с термином «офшорная зона» используются в качестве синонимов также понятия «налоговое убежище», «налоговая гавань». Данные понятия относятся к различным объектам и их отождествление нецелесообразно. В строгом смысле, почти любая страна мира может рассматриваться в качестве налогового убежища в том отношении, в каком она предоставляет стимулы нерезидентным (неместным) компаниям с целью содействия им в инвестировании капитала.

Особенностью офшорной юрисдикции является не только, а иногда и не столько низкий уровень налогообложения вообще, но распространение льготного режима исключительно на нерезидентные компании, не осуществляющие деятельность на территории юрисдикции, и, что наиболее важно, обеспечение эффективного режима финансовой секретности. Именно эти признаки являются определяющими для характеристики офшорных зон.

По мнению некоторых специалистов, термин «юрисдикция финансовой секретности» более удачен для описания сочетания корпоративной и банковской секретности с налоговыми льготами.

Подробные особенности офшорных зон представлены ниже.

Налогообложение

Налогообложение. Многие оффшорные юрисдикции взимают налоги. Однако все они или не взимают подоходный налог вообще, либо взимают его только с определенных категорий дохода, либо взимают налог более низкий, чем в той стране, где плательщики являются налоговыми резидентами. Отсутствие подоходного налога, как правило, является частью политики привлечения иностранного капитала. В ряде случаев подоходный налог не вводится по причине бедности значительной части населения.

Многие налоговые убежища в бассейне Карибского Моря представляют собой небольшие, малоразвитые страны с бедными жителями. В этих условиях страна может иметь значительно больший доход при низком уровне налогов и сборов.

Важной особенностью большинства офшорных территорий условием предоставления льготного налогового режима является выполнение требования проведения деловых операций за пределами страны, где официально зарегистрирована офшорная компания. Законодательство, как правило, предписывает, чтобы управление офшорной компанией, включая учреждение функционирующего офиса, также осуществлялось вне территории регистрации.

Финансовая секретность

Финансовая секретность. Определенный уровень секретности является характерным как офшорных юрисдикций, так и для других стран. Однако большинство стран не защищают эту информацию от расследования правоохранительными органами иностранного государства, в особенности, когда расследование осуществляется в соответствии с международным договором.

Особенностью офшорных юрисдикций является наличие чрезмерно жестких правил защиты банковской и коммерческой тайны. Они отказывают в нарушении своих барьеров секретности даже тогда, когда имеется серьезное нарушение законов другой страны.

С этой точки зрения различают две категории офшорных юрисдикций:

  • страны, которые отказывают в ослаблении своей секретности, несмотря на использование режима секретности в преступных целях;
  • страны, которые разрешают законные расследования в надлежащих случаях.

Степень секретности и масштаб этих ограничений различны в различных странах. Например, Бермуды разграничивают уклонение от уплаты налогов и другие преступные деяния. Они содействуют правоохранительным органам других стран в расследовании неналоговых преступлений, но отказывают в сотрудничестве в случаях уклонения от уплаты налогов. Во многих странах, таких как Багамские и Каймановы Острова, степень гарантированной секретности непосредственно связана типом устава приобретенной или лицензированной корпорации. Эта секретность заложена или в общем, или в статусном праве.

Секретность особо обеспечивается в странах, которые были или все еще являются британскими колониями. Многие юрисдикции подтвердили или усилили уголовные санкции за нарушение секретности. Например, в 1976 году Каймановы Острова, которые уже имели систему строгой банковской секретности, усилили свои законы посредством добавления значительных санкций против лиц, раскрывающих большую часть банковской и коммерческой информации.

Валютный контроль

Валютный контроль. Офшорные юрисдикции имеют, как правило, систему двойного валютного контроля. В ее основу положено различие между резидентами и нерезидентами, а также между национальной и иностранной валютами. Общее правило следующее: резиденты подвергаются валютному контролю, а нерезиденты валютному контролю не подвергаются. Однако нерезиденты подвергаются обычному контролю в отношении местной валюты.

В компанией, созданной в офшорной юрисдикции, принадлежащей нерезидентам и осуществляющей свою деятельность вне юрисдикции, обращаются как с нерезидентной с точки зрения валютного контроля.

Соответственно, иностранное лицо может сформировать компанию в стране налогового убежища для осуществления бизнеса в других юрисдикциях. В этом случае компания не будет подвергаться валютному контролю в налоговом убежище постольку, поскольку она не осуществляет операции в валюте других юрисдикции и не занимается бизнесом в данной офшорной юрисдикции.

Коммуникации

Коммуникации. Большинство офшорных юрисдикций имеют отличные средства связи, в особенности хорошие телефонные, кабельные и телексные услуги связи для соединения их с другими странами. Многие имеют также отличную воздушную связь. Например, Каймановы Острова имеют отличные телефонные и телексные средства связи. Можно позвонить напрямую на Каймановы Острова из Соединенных Штатов и Канады. Имеются ежедневные беспосадочные авиарейсы между Майами и Каймановыми Островами и прямая линия между Хьюстоном, и Гранд Кайманом. Использование английского языка в качестве основного языка в Карибских юрисдикциях и их близость к территории США также способствует тому, чтобы делать их особенно привлекательными для жителей США и Канады.

В настоящее время оценка деятельности офшорных зон, их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна (что, конечно же, отражает и сам объективный факт противоречивости и неоднозначности их реального положения).

С одной стороны, в их создании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики.

С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег.

Проблемы создания и функционирования офшорных зон, безусловно, актуальны для современного общества. Общество продолжает нести потери в результате нелегального бегства капитала за границу и недобора налоговых и экспортных поступлений по офшорным операциям на рынке.

Чтобы стать активным субъектом оффшорного бизнеса, государство должно обеспечить активное сальдо офшорных операций, а для этого ему необходимо, с одной стороны, снижать свои потери от операций космополитического капитала на рынке с тем, чтобы остановить бегство капитала за границу, и, с другой стороны, привлекать космополитический капитал различного происхождения в офшорные центры на своей собственной территории.

Статья на тему анализ государств с офшорными зонами