В настоящее время в доходах бюджетов муниципальных образований бюджетообразующим выступает налог на доходы физических лиц. Доходы от местных налогов занимают незначительную долю всех поступлений (4–5%), фактически налоговые полномочия местного самоуправления распространяются не более чем на 1/20 часть всех доходов муниципальных образований. Обеспеченность расходов, возложенных на муниципальные органы власти, собственными средствами находится на высоком уровне, что свидетельствует о высокой финансовой самостоятельность органов местного самоуправления. Наблюдается тенденция увеличения объема и доли межбюджетных трансфертов в структуре доходов бюджетов муниципальных образований. Сложившаяся ситуация свидетельствует о наличии следующих проблем:

  • Централизации бюджетообразующих налогов на федеральном уровне бюджетной системы Российской Федерации;
  • Высокой зависимости бюджетов муниципальных образований от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.

В этой связи предполагается решение первоочередной задачи – повышение финансовых возможностей органов местного самоуправления путем корректировки сложившейся налоговой системы в Российской Федерации. Повышение финансовой самостоятельности и самообеспеченности муниципальных образований с использованием только фискальных инструментов возможно через использование следующих методов:

  • Изменение нормативов зачисления уже существующих налоговых доходов в бюджеты различных уровней в пользу их увеличения в местные бюджеты;
  • Увеличение  налоговой  нагрузки  посредством  увеличения  налоговых ставок;
  • Перевод некоторых федеральных и региональных налогов в разряд местных;
  • Совершенствование механизмов налогообложения;

Принятие мер по дальнейшему повышению собираемости налогов.

К перераспределению налоговых доходов и появлению «новых» местных налогов сводится большинство существующих предложений по повышению финансовоэкономической самообеспеченности муниципальных образованийВ частности, У.О. Никиткова предлагает зачислять в местные бюджеты часть налога на имущество организаций (40%), часть налога на прибыль (10%), половину поступлений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, увеличить долю налога на доходы физических (до 50%), направляемого в местные бюджеты.

Согласно законодательству, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению земельный налог и налог на имущество физических лиц, взимаемые только на межселенных территориях, поэтому с целью укрепления доходной базы районов следует увеличить норматив отчислений в их бюджеты налога на доходы физических лиц хотя бы до 50% .

Таким образом, с целью компенсации выпадающих доходов, следует закрепить за муниципальными районами, в которых отсутствуют межселенные территории, не менее 50% налога на доходы физических лиц и внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Налог на доходы физических лиц в наибольшей степени отвечает критериям, используемым при оценке налоговых доходов с целью закрепления их за местными бюджетами по единым нормативам отчислений, и, следовательно, является в наибольшей мере подходящим для дополнительного закрепления за бюджетами муниципальных образований.

По мнению Н.М. Турбиной и Ю.Ю. Косенковой отчисления от налога на имущество организаций, направляемые в региональный бюджет, следует перевести в разряд местных, так как все предприятия на территории используют местную инфраструктуру – дороги, коммунальные услуги, поэтому вполне уместно закрепить налоги, поступающие с их имущества, за местными бюджетами. Это послужило бы важным фактором обеспечения стабильности налоговых поступлений. Кроме того, необходимость данной меры обусловлена низкой мобильностью налоговой базы

Рост доходов, получаемый через реализацию вышеперечисленных мер, непосредственно связан с изменением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации.

Для снижения финансовой зависимости органов местного самоуправления от органов государственной власти Российской Федерации необходимо, чтобы доходы местных бюджетов формировались преимущественно за счет налоговых и неналоговых доходов.

Объем налоговых доходов бюджетов муниципальных образований можно увеличить следующим образом:

По налогу на доходы физических лиц – сократить численность безработных и уровень безработицы, создать новые рабочие места. Эти меры будут способствовать росту уровня занятости, непосредственно оказывающему влияние на величину поступлений по данному налогу.

По специальным налоговым режимам (упрощенная система налогообложения и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей) ‒ привлечение инвесторов. Данная мера приведет к увеличению инвестиций, что, в свою очередь, будет способствовать росту физического объем производства. Далее будет наблюдаться увеличение роста выручки, а, следовательно, увеличение прибыли малых и средних предприятий, что положительно отразиться на поступлениях от налога, взимаемого в связи с использованием упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога.

Стимулирование инвестиционной активности – слабо используемый способ роста доходов муниципальных бюджетов, так как не сформировано действенных инструментов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности муниципалитетов. Инвестиции в производственные проекты, объекты социальной инфраструктуры обеспечивают рост налоговых и неналоговых доходов бюджетов, а также позволяют сгладить проблемы с занятостью населения. Внедрение инструментов инвестиционной привлекательности малых территорий должно осуществляться с учетом прогнозов развития на долгосрочную перспективу, так как отсутствие перспектив не создаст фундамента для эффективной реализации инвестиционных проектов.

Общераспространенными в теории и практике государственной и муниципальной инвестиционной политики способами улучшения инвестиционного климата являются:

  1. Внедрение механизмов наилучшего благоприятствования в инвестиционной среде, достигаемое за счет:
  • большей доступности в получении бюджетных кредитов,
  • большей доступности в получении муниципальных гарантий, · налоговых льгот («налоговые каникулы»);
  1. Участие в инвестиционных программах субъектов предпринимательства путем использования муниципальночастного партнерства.

Муниципальночастное партнерство является формой соглашения между муниципалитетом и бизнесом по совместной реализации частично окупаемых проектов в области развития инфраструктуры, предоставления социальных услуг и других областях, характеризуемых с постоянным взаимодействием, совместным финансированием, разделением рисков, ответственности и доходов от реализации проекта

По нашему мнению, органам местного самоуправления для увеличения поступлений налоговых доходов в бюджеты муниципальных образований рекомендуется формировать и проводить анализ списков организаций и индивидуальных предпринимателей, работники которых имеют заработную плату ниже прожиточного минимума.

Если по управлению налоговыми доходами органы местного самоуправления имеет ограниченные возможности, то неналоговые доходы реально поддаются их воздействию. Их главным отличием является отсутствие законодательной базы администрирования. Объем доходов по неналоговым доходам зависит от активности и предприимчивости местных органов власти, эффективности использования механизмов земельных и имущественных отношений.

По нашему мнению, органам местного самоуправления для увеличения поступлений неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований рекомендуется реализовать следующие мероприятия:

  1. Ввести обязательную регистрацию договоров аренды муниципального имущества и установить запрет на самовольную сдачу их в субаренду, не согласованную с муниципальными органами, так как возможна последующая передача имущества в субаренду по завышенным расценкам и дальнейшее его использование по нецелевому назначению;
  2. Передать в долгосрочную аренду земельных участков или объектов нежилого фонда с правом последующего выкупа. Данная процедура должна реализовываться через торги;
  3. Уполномоченные органы управления, администрирующие арендные платежи, должны производить регулярное начисление пени и штрафов за несвоевременное внесение в бюджет арендной платы;
  4. Проводить инвентаризацию земельных участков и муниципального имущества. Выявлять не оформленные участки и имущество.

Таким образом, главной проблемой местных бюджетов является их высокая финансовая зависимость от межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов. Данная проблема может быть решена посредством перевода некоторых налогов в разряд местных, изменения нормативов отчислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, повышения собираемости. Все эти меры требует внесения изменений в соответствующие нормативно – правовые акты, находящиеся в компетенции федеральных органов власти.

Муниципальным властям для увеличения поступлений от налогов необходимо: увеличивать занятость, повышать инвестиционную привлекательность муниципальных образований.

Неналоговые доходы местных бюджетов в большей степени зависят от качества муниципального управления. Органам местного самоуправления муниципальных образований для увеличения неналоговых доходов рекомендуется установить запрет на самопроизвольную сдачу в субаренду муниципального имущества, начислять пени и штрафы за несвоевременную уплату арендной платы в местные бюджеты.

Статья на тему финансовое обеспечения органов местного самоуправления