Инвестиционная привлекательность регионов – кумулятивная характеристика регионов страны относительно таких аспектов, как инвестиционный климат, возможность привлечения инвестиционных ресурсов, уровень развития инвестиционной инфраструктуры.

Инвестиционная привлекательность региона включает в себя совокупность «выгод для инвестора, связанных с территорией». При выборе региона инвестор руководствуется такими характеристиками, как инвестиционный потенциал и уровень инвестиционного риска. Выгоды определяются уровнями финансовой устойчивости регионального бюджета и предприятий региона, внутреннего рынка региона, региональной инфраструктуры, институциональной среды

О социальнополитической стабильности, производственного потенциала региональной экономики, трудовых ресурсов региона, обеспеченности региона природными ресурсами и качества окружающей среды.

В настоящее время существует большое количество разнообразных методик оценки инвестиционной привлекательности, различаемых как с точки зрения методов проводимой оценки, так и с позиции методологического подхода. Один из них базируется на официальных данных Росстата и федеральных ведомств, например, Министерства экономического развития РФ, другие независимые оценки проводятся экспертными агентствами и публикуются на своих специализированных ресурсах. В целом, для сокращения детализаций расчета, оценки представлены небольшим количеством показателей, но при этом обеспечивают достаточно полный охват составных элементов инвестиционного потенциала регионов. При работе была изучена методика, применяемая рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»).

По расчетам Национального рейтингового агентства инвестиционная активность в России в 2016 году снижалась и составила 97% уровня 2015 года. Объем привлечения прямых иностранных инвестиций за 2016 год также сократился и составил 90% уровня 2015 года . Трехлетний период определил медленный темп снижения.

Согласно инвестиционному рейтингу регионов России на 07.04.2017, опубликованному рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»), 6 из 90 регионов страны характеризуются пониженным потенциалом и высоким риском (например: Республика Карелия, Читинская область, Забайкальский край),

  • 34 региона – пониженным потенциалом и умеренным риском (например: Алтайский край, Ивановская, Калужская, Ярославская, Кировская области, Республики Саха, Крым),
  • 11 регионов – незначительным потенциалом и умеренным риском (например: Костромская область, республики Мордовия, Марий Эл),
  • 3 региона – средним потенциалом и минимальным риском,
  • 12 регионов – незначительным потенциалом и высоким риском (например: Камчатский край, Магаданская область, Республика Калмыкия),
  • 10 регионов – средним потенциалом и умеренным риском (например: Ростовская, Самарская области, ХМАО),
  • 4 региона – низким потенциалом и экстремальным риском (например: Республики Тыва, Ингушетия),
  • 6 регионов – пониженным потенциалом и минимальным риском (например: Курская, Ленинградская области),
  • 3 региона – высоким потенциалом, минимальным риском (например: Московская область, Краснодарский край, СанктПетербург),
  • 2 региона – высоким потенциалом, умеренным риском (Москва, Свердловская область) .

Около 80% от общероссийского притока прямых иностранных инвестиций приходится на 16 регионов. Мощные ресурсносырьевые регионы не сдают позиции рейтинга, при этом тенденция снижения показателей наблюдается у регионоваутсайдеров.

Властям Калужской области удалось сформировать принципиально новую экономику, ориентированную на инновации и технологическую отрасль, путем создания понятных и прозрачных условий для инвесторов, ориентированную на технологичные и инновационные отрасли.

Фактором роста инвестиционной привлекательности Якутии выступает освоение нефтегазовых месторождений и строительство газопровода, но позитивные изменения также коснулись и других аспектов инвестиционного климата региона.

Причиной снижения оценок Мордовии, Марий Эл, Ивановской, Костромской и Кировской областей в общероссийском рейтинге является неблагоприятная экономическая ситуация, причинами которой являются слабое инфраструктурное институциональное развитие, нулевой или отрицательный рост инвестиций, принятие нереалистичных бюджетов, способствующих росту долговой нагрузки.

Слабая государственная поддержка региональных инвестиций определяет перенос центра тяжести многих аспектов благоприятного инвестиционного климата в регионы. Отсутствие возможностей региональных бюджетов диктует регионам необходимость создания приемлемых условий для работы инвесторов в качестве метода восстановления инвестиционного климата. Агентство стратегических инициатив и Минэкономразвития разработали целый пакет «дорожных карт», реализация которых объявлена одним из важнейших экономических приоритетов государства.

Для повышения инвестиционной привлекательности каждому региону необходимо сформировать устойчивый инвестиционный имидж путем составления каталогов предприятий, инвестиционных проектов и устойчивую инвестиционную инфраструктуру (залоговые центры, страховые компании, бизнесцентры предоставляющие гарантии инвесторам). Всецело определенные механизмы в области нормативноправового регулирования хозяйственной деятельности отечественных и иностранных инвесторов и эффективная рыночная инфраструктура региона создадут положительную динамику инвестиционного климата региона.

Также, основным, безальтернативным и относящимся ко многим регионам драйвером повышения показателя привлекаемых инвестиций регионов является создание проектных офисов, осуществляющих внедрение механизмов проектного управления – функционирование комиссий по рассмотрению проектов; офисов, контролирующих соблюдение методологии проектного управления.

По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), выявлена прямо пропорциональная зависимость между качеством работы проектного офиса и инвестиционной привлекательностью региона. На данный момент проектное управление внедряется умеренными темпами, главной причиной противодействия является персонализация ответственности руководителя проекта и участников проектных команд.

Согласно опросу, проведенному Аналитическим центром при Правительстве РФ, для первых лиц, метод проектного управления позволит повысить прозрачность и контролируемость реализуемых процессов на 60% и более, улучшить межведомственное взаимодействие.

Такие регионы, как Калужская и Белгородская области, республика Татарстан, Приморский край, ХМАО, Пермский край, Ярославская, Ленинградская, Липецкая, Тюменская области, прошли уже достаточно большой путь по проработке проектной деятельности и определению шагов к её модернизации.

Статья на тему инвестиционная привлекательность регионов рф