Необходимость формирования учетной политики для организаций обусловлена тем, что учет на предприятии должен вестись единообразно, при этом ее помощью можно устранить существующие пробелы в законодательстве, возникающие из-за разнообразия существующих отраслей предпринимательства. Роль учетной политики в жизни организации переоценить трудно. Российские и зарубежные нормативные акты обновляются и дополняются для удобства ее составления.

Законодательная база стремится к актуальности и своевременности внесения поправок. Но изменения в нормативной базе требуют больших временных затрат, которые возникают в связи с существующими этапами разработки и утверждения законодательных актов. Поэтому вновь созданные организации, предметом деятельности которых являются продукты или услуги, не имевшие ранее аналогов, сталкиваются с проблемами постановки учета, а также с обучением персонала методам его ведения. В связи с этим требуется документ, детально описывающий отдельные моменты учетного процесса. Таким документом может выступать учетная политика. Но с подробным описанием конкретных операций в учетной политике появляется проблема, связанная с ее объемом, что сказывается на оперативности поиска нужной информации. Для этого в статье были затронуты не раскрытые ранее моменты учетной политики, способные принести пользу в учетный процесс путем увеличения оперативности в составлении отчетности.

Итак, в современных экономических условиях все организации независимо от организационно-правовой формы в целях эффективного ведения бухгалтерского дела, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и нормативными актами Минфина России, самостоятельно составляют учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. При разработке учетной информации организация должна опираться на существующие единые принципы и правила, которые закрепляются соответствующими нормативными документами. В каждой организации конкретизируются общие правила, выбираются те или иные методологические варианты (например, варианты учета процесса заготовления, производства, продажи). Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета и составляет его учетную политику, назначение которой состоит в документальном подтверждении и четком раскрытии пользователям бухгалтерской отчетности данных способов .

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 трактует учетную политику как конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практику, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности .

Для полного понимания учетной политики важное значение имеет ее научно обоснованная классификация. В научной литературе этот аспект освещен мало. Однако в условиях нашего времени, когда производства столь разнообразны и сложны, когда присутствует многообразие источников доходов, различия учетных систем и прочие особенности организаций, – классификация учетных политик имеет право на существование. Такая классификация должна повысить доступность информации для различных пользователей. Сформулировать совокупность классификационных признаков можно, используя современную нормативную базу бухгалтерского учета и налогового законодательства. Признаки классификации учетных политик сгруппируем в таблице 1.

Обратимся к наиболее интересным классификациям, представленным в таблице 1. Классификационный признак «Вид деятельности» подчеркивает необходимость формирования учетной политики. ПБУ 1/2008 устанавливает правила формирования учетной политики для всех юридических лиц, за исключением кредитных организаций и государственных учреждений. Однако это не значит, что последним учетная политика не требуется. В части, касающейся кредитных организаций, следует принять во внимание «Положение о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения», которое в п.3 Общей части гласит, что «кредитная организация разрабатывает и утверждает учетную политику в соответствии с приложением к Положению и иными нормативными актами Банка России» .

Бюджетные учреждения обязаны формировать учетную политику в соответствии с п. 6 Приказа Минфина России «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления <…> и инструкции по его применению», исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им полномочий .

Если учетная политика составлена в соответствии с требованиями нормативного законодательства, ее допустимо назвать стандартной. Если она несет в себе отклонения, например, включает дополнительные статьи, которые связаны видом деятельности организации, источниками получения дохода и т.д., позволяющих лучше и всесторонне раскрыть информацию о хозяйствующем субъекте, – ее можно определить, как нестандартную.

Учетная политика, используемая в текущем отчетном периоде, называется действующей. Допущение последовательности ее применения означает, что она будет использоваться в обозримом будущем. Вместе с тем возможны случаи, требующие корректировки учетной политики в связи с вновь возникшими обстоятельствами. Эти последствия отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью. Корректировка производится так, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Перспективное отражение последствий изменения заключается в том, что они перспективно отражаются в отчетности, вносятся в связи с разработкой организацией нового способа ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий хозяйствования, произошедших после введения измененного способа.

Вновь созданные организации или возникшие в результате реорганизации формируют свою учетную политику не позднее 90 дней со дня начала их государственной регистрации. Такая учетная политика называется вступительной.

Организации, которые ведут свою деятельность не первый год, применяют учетную политику с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Данная учетная политика действует календарный учетный год и называется текущей. Заключительная учетная политика формируется в том случае, если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность по отношению к событиям условиям, которые могут стать противоречием принципу непрерывности деятельности, т.е. если организация собирается прекращать свою деятельность, имея на это причины, то организация в учетной политике должна указать их и описать, с чем они связаны.

ПБУ 1/2008 внесло в российскую практику бухгалтерского учета не применяемые ранее элементы МСФО, которые касаются порядка формирования учетной политики и порядка внесения в нее изменений. Вместе с тем, различия остаются, а значит, существует выбор между положениями, изложенными в этих стандартах (п.7 ПБУ 1/2008). Также, в зависимости от особенностей деятельности перед организациями остается право выбора формировать учетную политику в соответствии с отечественным законодательством, а также использовать положения МСФО. Это зачастую является удобным для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории Российской Федерации, а также филиалов и представительств российских организаций, находящихся за границей.

Последний классификационный признак группировки учетных политик формируется с учетом перехода на МСФО, в соответствии с которыми при формировании учета и отчетности предпочтение отдается интересам и запросам пользователей. Поэтому российскому законодательству необходимо развиваться: должны быть исправлены ошибки, и внесены изменения в нормативные акты. В условиях столь подвижной экономической ситуации в мире совершенствование учетной политики должно проводиться в соответствии с колебаниями экономики. Организациям требуется наладить диалог с различными группами пользователей, а также организовать своевременное представление необходимой информации.

Учетная политика играет первостепенную роль в деятельности хозяйствующего субъекта, т.к. на практике она выполняет целый ряд важных функций, представленных на рисунке 1. Предложенная детализация учетных политик может быть положена в основу учетно-информационной системы ее формирования для удовлетворения интересов различных пользователей.

Значимость учетной политики может быть дополнена следующими функциями: оптимизационная функция, которая выражается в выборе и разработке способов учета, позволяет регулировать документооборот, повышать качество группировки фактов хозяйственной деятельности и представлять учетную информацию в бухгалтерскую отчетность; информационная функция, которая применяется при анализе форм бухгалтерской отчетности внешними пользователями.

Перечисленные в последнем классификационном признаке функции подчеркивают, что по обоснованности и полноте учетной политики организации, ее соответствию нормативным документам можно сделать выводы о профессионализме главного бухгалтера, формирующего учетную политику, руководителя организации, утверждающего ее, и аудитора, проверяющего бухгалтерскую отчетность. Условия для выполнения учетной политикой своих функций должны быть продуманы еще при ее составлении. То есть должны быть доступны все способы претворения в жизнь этих задач, налажены все каналы работ, подтверждающие, что организация – это единый и слаженный механизм.

Таким образом, методический и практический аспект учетной политики определяются предложенной классификацией. Это может явиться ориентиром для профессионального суждения бухгалтеров. Раскрытие и группировка этих аспектов призваны дать жизнь и место в научной литературе пока еще неизвестной классификации учетных политик. Возможно, со временем такое разъяснение станет удобным и для самих организаций

Статья на тему классификационные признаки учетной политики