Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. В современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации предусматривает целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.

Коммерческая тайна – режим конфиденциальности информации, позволяющий обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне», право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава ее принадлежит обладателю такой информации. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им ее на безвозмездной основе.

Законом предусматривается, что порядок, организация охраны конфиденциальной информации с учетом действующего законодательства устанавливается ее обладателем.

Для обеспечения взаимодействия государственных органов власти и органов управления предприятиями (фирмами), между самими предприятиями, между предприятиями и физическими лицами органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с указанным законом и иными федеральными законами, создают условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями .

Например, во время деловой встречи за рубежом партнеры, как правило, обмениваются письменными материалами о своих фирмах. Предоставляются сведения о профиле фирмы, ассортименте выпускаемых товаров, отличительных особенностях продукции, краткие данные о главе фирмы и т.п.

Сведения, отнесенные к коммерческой тайне, должны иметь следующие признаки:

  • не являться государственным секретом;
  • относиться к производственной деятельности предприятия; не наносить ущерб интересам общества;
  • иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность и создавать преимущества в конкурентной борьбе;
  • иметь  ограничения  в  доступе,  устанавливаемые  руководителем  предприятия  на законном основании (предприятием должны приниматься меры по их охране).
  • коммерческой тайне могут быть отнесены: технология производства; перспективные методы управления; ценовая и сбытовая политика;
  • сравнительные характеристики собственного ассортимента и товаров конкурентов с точки зрения качества, внешнего вида, упаковки и т.д.;
  • производственные, коммерческие и финансово-кредитные отношения с партнерами;
  • планы предприятия по расширению (свертыванию) производств;
  • факты проведения переговоров по вопросам купли-продажи;
  • данные,   которые   могут   быть   использованы   для   нанесения   ущерба репутации предприятия (фирмы);
  • информация о кадрах (текучесть кадров, ведущие специалисты и места их работы по совместительству) .

В нашей точки зрения, для защиты коммерческой информации целесообразно разработать инструкцию по обеспечению сохранности коммерческой тайны; положение о коммерческой тайне; обязательство о неразглашении коммерческой тайны; памятку работнику о сохранении коммерческой тайны; перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

Также можно создать службу безопасности, которая будет нести ответственность за отнесение определенной информации к категории конфиденциальной, а также за соблюдение правил доступа и пользования этой информацией. Ещё можно использовать такие средства контроля и защиты, как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа.

Таким образом, система организации защиты коммерческой тайны любого предприятия будет включать в себя комплекс заранее разработанных на определенный срок мер, охватывающих совокупность всех видов деятельности, направленных на совершенствование обеспечения сохранности информации с учетом изменений внешних и внутренних условий и предписывающих конкретным лицам или подразделений определенный порядок действий.

Разработка эффективных способов защиты коммерческой информации на предприятии позволяет избежать таких проблем как утечка конфиденциальной информации и соответственно исключить финансовые потери предприятия.

Статья на тему коммерческая тайна, как элемент сокрытия информации