Существует понятие «культура предпринимательства». Ряд исследователей выделяют специфические отраслевые культуры предпринимательства. Так, немецкий психолог Рольф Рюттингер рассматривает следующие виды культуры предпринимательства:

  • культура торговли – свойственна в первую очередь торговым организациям;
  • культура выгодных сделок – свойственна организациям типа бирж;
  • административная культура – присуща крупнейшим фирмам, а также государственным учреждениям;

Инвестиционная культура крупных   фирм и банков – крупные капитальные вложения на длительный срок, где невозможен быстрый рост и отдача. В понятие «культура торговли» входят:

  • культура ведения бизнеса;
  • уровень обслуживания (культура и качество торгового обслуживания).

Основными принципами ведения бизнеса должны быть:

  1. Ответственность бизнеса перед покупателями, т.е. предлагать товары и услуги, пользующиеся спросом, за разумную цену, соизмеримую с их качеством.
  2. Уважение правовых норм, способствовать обеспечению равных условий для конкуренции в свободной торговле.
  3. Избегать противозаконных действий(взяточничество, отмывание денег торговлей оружием и наркотиков.
  4. Отношения с поставщиками должны быть справедливыми и честными, основанными на взаимном уважении и доверии.

Предприниматель  –  человек  особого  склада.  Успешный  предприниматель  — лидер, владеющий культурой предпринимательства. Он должен обладать следующими важными качествами: поиск возможностей и инициативность; готовность к риску; ориентация на эффективность и качество; целеустремленность; стремление быть информированным; систематическое планирование; способность убеждать и устанавливать связи; независимость и уверенность в своих силах.

Предприниматель, работающий в сфере торговли и сервиса, на своем предприятии должен внедрять корпоративную культуру. Ядром корпоративной культуры должна быть определенная система ценностей.

Рассмотрим параметры, которые могут быть стандартизированы в целях качественного обслуживания клиентов: лексика, одежда и макияж, состояние помещения, скорость обслуживания и время обслуживания, обеспечение безопасности в процессе покупки.

При разработке стандартов обслуживания покупателей в розничном торговом предприятии необходимо опираться на следующие составляющие:

  • нормы права (например, закон о защите прав потребителей);
  • культурные нормы, которые существуют в обществе;
  • особенности товаров и услуг, которые предлагает организация;
  • особенности клиентов, на которых рассчитан продукт или услуги;
  • особенности помещений, в которых обслуживаются клиенты.

В сфере обращения при обслуживании потребителя в современных условиях рынка введено понятие: клиенто-ориентированный подход- это когда любая проблема организации торгового процесса рассматривается с позиции высокого сервиса для покупателей.

Он включает две составляющие:

Неодушевленная (технологическая) составляющая, к которой относятся:

  • местонахождение магазина;
  • реклама предприятия: витрина, дизайн интерьера, планировка торгового зала, современное торговое оборудование и система презентации товаров;
  • товарный ассортимент и ценовая политика предприятия, технические особенности совершения покупки (условия оплаты, гарантия, работа сервисного центра, условия доставки товара и пр.).

Одушевленная (психологическая) составляющая — это атмосфера магазина, которая составляет эмоционально-психологический настрой покупателя и стимулирует совершение покупок в данном магазине. К ней относятся:

  • элементы рекламной кампании, формирующие имидж предприятия и ожидания покупателей;
  • составляющие мерчендайзинга (музыка, запахи, свет, цветовая гамма интерьера);
  • высокий профессионализм персонала предприятия в процессе торгового обслуживания.

В последнее время массовую поддержку встречает подход, согласно которому культуру городов формируют в том числе и торговые центры, и предприятия общественного питания. Торговые предприятия эстетично вписываются в городской облик, становясь комфортными для посетителей, а для владельцев — удобными и прибыльными.

Статья на тему культура торговли как культура предпринимательства