Актуальность лизинга на современном этапе развития экономики государства возникает в условиях модернизации предприятий, улучшения уровня их технического переоснащения, обеспечением тем самым новых рабочих мест, что приведет к уменьшению уровня безработицы и увеличение экономического роста государства.

 

При сложившейся экономической ситуации и острой необходимости в оживлении инвестиционной активности проблема развития лизинга приобретает для государства особое значение.

В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ «О лизинге» от 29 октября 1998 № 164-ФЗ, лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

При наличии рентабельного проекта заинтересовавшего лизинговую компанию, предприниматель имеет возможность получить оборудование и начать то или иное производство без крупных единовременных затрат. Сотрудничество с лизинговой компанией, относящейся к тому или иному типу, как правило, имеет особенности, которые необходимо учитывать при проведении переговоров, окончательном выборе лизингодателя и заключении с ним лизингового контракта.

В наиболее общем виде операция лизинга в ее классическом понимании может быть представлена следующей схемой (рис. 1) .

Как видно из схемы, лизинговая сделка состоит из нескольких последовательных операций. Нуждающийся в некотором имуществе потенциальный лизингополучатель, предпочитающий в силу ряда обстоятельств приобрести это имущество путем лизинговой сделки, определяет продавца, у которого он хотел бы приобрести имущество; как правило, продавец выбирается им самостоятельно (операция 1). После этого он заключает договор с лизинговой компанией (операция 2), согласно которому она приобретает в собственность указанное имущество (операция 3) и сдает его в аренду лизингополучателю (операция 4). Для финансирования сделки лизинговая компания использует собственные ресурсы или обращается за необходимыми средствами в банк или иное кредитное учреждение (операция 5). Объект лизинговой сделки может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения, причем в качестве страхователя могут выступать как лизингодатель (операция 6), так и лизингополучатель (операция 7).

 

За последние 6 лет объем полученных лизинговых платежей вырос на 440 млр.руб. В 2016 году объем лизинговых платежей составил 790 млр.руб, что больше на 5% по сравнению с 2015 годом.

После 2-х лет снижения, объем профинансированных средств в 2016 году показал положительный темп прироста (25%), что последний раз отмечалось на рынке в 2013 году до принятия санкций США и Евросоюзом в 2014 году. Из-за введенных санкций произошло сокращение в области финансирования, что привело к отрицательным темпам прироста в 2014 году (-15,4%) и в 2015 году (-10,6%). На рис. 2 показан график объема профинансированных средств с помощью лизинга за 2010-2016 гг. млр.р.

Несмотря на продление санкций, объем лизинговых операций не сократился. Рост обусловлен тем, что под конец 2016 года экономика России была направлена на создание новых рабочих мест путем открытия отечественных заводов и производств. Количество лизинговых сделок в 2016 году составило 145 тыс., что на 12% больше чем в 201 5году. Вместе с тем, средняя сумма сделки на рынке за прошлый год выросла с 6,7 до 8,2 млн рублей, что обусловлено заключение крупных сделок в конце года. Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом, способным привлечь инвестиции, содействовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п.

Кроме того, лизинг – один из немногих инструментов, позволяющий предпринимателю привлекать финансирование для модернизации оборудования торгового предприятия без отвлечения денежных ресурсов из оборота. Он не требует обеспечения, так как сам его предмет является предметом залога.

В настоящее время крупнейшим сегментом рынка является автолизинг (легковые и грузовые автомобили), доля которого по итогам 2016 года составила 35% (годом ранее – около 37%). В стоимостном выражении автосегмент за прошедший год увеличился на 31%. Второй по объему нового бизнеса сегмент – авиализинг – сохранил долю на рынке на уровне 21% и вырос в абсолютном выражении на 36%. Железно дорожный сегмент продолжил терять свои позиции, снизив долю с 18 до 13% в объеме лизингового бизнеса, однако впервые с 2012 года в абсолютном выражении не показал существенного сокращения. Стабилизация объема нового бизнеса с железно дорожной техникой прежде всего обусловлена восстановлением арендных ставок вследствие снижения профицита вагонов на путях.

Среди крупных сегментов, объем которых составляет свыше 5% в структуре нового бизнеса, наибольшее увеличение доли показали морские и речные суда (с 2 до 7%). Значительный прирост (64%) показала строительная и дорожно-строительная техника, доля которой в объеме нового бизнеса за 2016 год составила 7%.

В области транспорта сельскохозяйственной сфере наблюдается позитивная динамика: абсолютный объем сегмента вырос на 181%, а доля на рынке достигла 3%. Спрос на лизинг со стороны сельхозпредприятий вследствие увеличения объемов их продаж, в том числе из-за снижения конкуренции со стороны зарубежных производителей.

В заключении стоит отметить, что лизинг в настоящее время набирает популярность как вид инвестиционной деятельности. Современные условия лизинга являются дополнением к традиционным источникам средств для удовлетворения инвестиционной потребности предприятий. Лизинг позволяет активизировать инвестиционный процесс, улучшить финансовое состояние, модернизировать предприятие или фирму, что приведет к дополнительным рабочим местам и повышению экономического роста государства.

Статья на тему лизинг как основной вид инвестиционной деятельности государства