Матрица БКГ (BCG Matrix) – инструмент стратегического портфельного анализа положения на рынке товаров, компаний и подразделений исходя из их рыночного роста и занимаемой доли на рынке. Матрица БКГ была разработана экспертами Бостонской консалтинговой группы («BostonConsultingGrou), занимающейся управленческим консалтингом, в конце 1960-х годов, под руководством Брюса Хендерсона. Именно этой компании матрица обязана своим названием. Кроме того, матрица Бостонской Консалтинговой Группы стала одним из первых инструментов портфельного анализа.

В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок, рост, зрелость и спад. Для оценки конкурентоспособности отдельных видов производимой предприятием продукции, в матрице БКГ используются два критерия: темп роста отраслевого рынка и относительная доля рынка.

В основе матрицы БКГ лежат два предположения:

1.Бизнес, имеющий существенную долю рынка, приобретает в результате действия эффекта опыта конкурентное стратегическое преимущество в отношении издержек производства.

2.Присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, т.е. обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т.д. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то товар не нуждается в значительном финансировании.

Рассмотрим матрицу БКГ на примере торгового предприятия «ООО Лукошко» и его конкурента ООО «Салон».

В нижеприведенной таблице представлен годовой объем продаж молочной продукции.

Таблица 1
Годовой объем продаж молочной продукции за 2015-2016 гг.
Вид продукции Годовой объем продаж (руб.) Годовой объем продаж конкурента, Темп роста,
2015 г. 2016 г. 2016 г. %
1. Молоко пастеризованное 73418 74232 75429 101,1
2. Сметана 39573 41911 40185 105,9
3. Сливочное масло 5901 6152 6347 104,3
4. Творог 48098 62573 62679 130,1
5. Кефир 21101 20501 25864 97,2
6. Йогурт 31159 34671 33531 111,3
7. Ряженка 12019 14121 14230 117,5
ВСЕГО 231269 254161 258265

 

На основании проведенного анализа можно сделать определенные выводы. Товары, попавшие в группу «Звезды» обладают самыми высокими темпами рыночного роста и занимают наибольшую долю на рынке. Они популярны, привлекательны, перспективны, быстро развиваются, но при этом требуют значительных инвестиций в себя. Рано или поздно рост «Звезд» начинает замедляться и тогда они превращаются в «Дойных коров».

Построив и проанализировав матрицу БКГ, принимаются соответствующие управленческие и коммерческие решения в отношении отдельных групп товаров. Являясь простым, но эффективным инструментом, матрица БКГ позволяет выявить наиболее перспективные и, напротив, самые «слабые» продукты или подразделения предприятия. Построив матрицу БКГ, управленец получает наглядную картину, на основе которой он может принять решение о том, какие товары (подразделения, ассортиментные группы) стоит развивать и беречь, а какие следует ликвидировать.

Статья на тему матрица бкг как инструмент портфельного анализа