В последние десятилетия категория «инновация» из узко технологического и научного понятия трансформировалась в социально-экономическую категорию. Особую роль в этом сыграли не только достижения научно-технического прогресса и процессы глобализации, но и стремления бизнеса и рыночных регуляторов взглянуть на данную категорию шире, осмыслив всю палитру характеристик и свойств, присущих инновации.

Для формирования стратегии инновационной деятельности компании и выработки системы стимулов, направленных на ее активизацию, автор систематизировал имеющиеся материалы и сформировал собственный взгляд на имеющиеся понятийные характеристики и классификации с прикладных позиций в целях данного исследования.

Категория инновации в значительной степени должна отражать как результаты промышленных преобразований, так и управляемый спрос, знание экономических и маркетинговых законов. Автор данной работы разделяет мнения ученых, считающих, что инновации – это конкретный результат-продукт (новшество), предложенный на рынок и удовлетворивший интересы потребителя. В тоже время, в большинстве современных официальных и научных определениях исключены два важнейших источника «новых комбинации» (инноваций) – организационно-управленческий (предпринимательский) и финансовый ресурс, без включенности которых идея не может трансформироваться в инновацию.

Проанализировав последние тенденции в формировании содержательно-понятийного аппарата категории инновация, представим следующее авторское уточнение и дополнение понятия: инновация – результат исследовательского, технологического, финансового и предпринимательского взаимодействия при внедрении на рынок нового продукта, стимулирующего экономический рост общества, на основе оптимального использования естественных ресурсов и обеспечивающего эффективное функционирование рыночных институтов.

В общем виде инновационный процесс, по мнению автора, состоит из трех стадий:

  • творческая – изобретение,
  • внедренческая– создание технологии,
  • коммерческое производство изобретения, включающее информационно-маркетинговое сопровождение и поддержку инновации, реализованных в продукт предлагаемый на рынке на протяжении его жизненного цикла.

В условиях динамических изменений и глобальных экономических трансформаций инновации являются существенным аргументом конкурентных преимуществ компаний, следовательно, инновационный процесс предполагает управляемое воздействие не только на две стандартные стадии, но и на стадию информационно-маркетинговой и финансовой поддержки инновации.

Содержательную характеристику инновационного процесса или цикла следует расширить, включая в нее весь комплекс современных управленческих технологий, работ и мероприятий по разработке конкретного новшества и предполагающие использование инновационного управленческого инструментария и рационально выстроенную систему планирования ресурсов, управленческого и финансового учета, маркетинга, управления жизненным циклом инновации на рынке, облеченных в новый организационный продукт – интегральную систему управления.

Изменения в области функционирования современного инновационного производства, сопряженные с активной конкурентной борьбой и стремлением к достижению конкурентных преимуществ, предполагают наличие у компаний пяти взаимодополняющих условий:

  • соответствующих научно-технических открытий и изобретений;
  • финансового и информационно-управленческого потенциала;
  • управленческих возможностей применения этих открытый и изобретений на практике;
  • трансфер изобретений (технологий), позволяющих обеспечить их эффективное продвижение;
  • информационное сопровождение инновации в течение всего периода ее жизненного цикла.

Важной теоретической конструкцией, необходимой для дальнейших исследований является рассмотрение инновационного потенциала, как предпосылки одного из важнейших условий для создания инноваций и инновационного развития. Под инновационным потенциалом развития предлагаем рассматривать весь комплекс институционально-структурных элементов, позволяющих осуществлять и интенсифицировать инновационную деятельность.

Несмотря на то, что объектом наблюдения в данной работе является предприятие высокотехнологичного сектора экономики, исследовательское внимание будет направлено в первую очередь на организационно-управленческий потенциал.

Разделяя мнение группы ученых о том, что именно новшество, нововведение является исходным пунктом, а инновации, включающие, коммерческую составляющую, являются закономерным результатом эффективно выстроенной системы управления, в данной работе доказано, что под инновационным продуктом понимается, в том числе, и система управления, базирующаяся на основе комплексного инновационного проектирования (ERP-проект), управленческого инструментария на базе IT-технологий, информационного сопровождения. Воплощение или материализация идей предполагает целый комплекс системно-выстроенных управленческих решений, формирующих инновационное поведение и как следствие инновационную деятельность и включающих научные, технологические, организационные, финансовые, информационные и коммерческие мероприятия в совокупности приводящие к инновациям.

Данное понимание инновационной деятельности предполагает рассмотрение комплекса инновационных процедур не замкнуто в рамках управления инновационными проектами в границах одной компании, а предполагает комплексное рассмотрение жизненного цикла продукта-новшества на рынке. В этом случае инновационная деятельность приводит к двуединому результату – удовлетворение спроса и потребительских предпочтений субъектов рынка и конкурентоспособности объектов создания и продвижения инновации.

Статья на тему методы оценки инновационного потенциала предприятий агропромышленного комплекса