Актуальность работы обусловлена тем, что опыт стран с развитыми рыночными отношениями свидетельствует о том, что важной составной общего механизма управления хозяйственной деятельности предприятий является умело сформированная учетная политика, при этом нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета является необходимым фундаментом для ее формирования. Важность данной темы подтверждается наличием прямой связи между учетной политикой и финансовым результатом предприятия.

Обоснования теоретических и методологических вопросов учетной политики нашли свое отображение в трудах таких ученых, научных работников и исследователей как: Верига Ю. А., Пушкарь М. С., Щирба М. Т., Бутинец Ф. Ф., Дерий В. А., Житний П. Е., Соколов Я. В., Рожелюк В. М. и другие. Однако, несмотря на ценность результатов указанных исследований, сегодня вопросы формирования учетной политики нуждаются в последующем изучении, что объясняется разнообразием взглядов авторов, которые занимаются их исследованием.

В основу термина «учетная политика» положены два понятия: «учет» и «политика». Исходя из экономической трактовки данных понятий, учетная политика в общем смысле представляет собой совокупность приемов и способов ведения бухгалтерского учета, по которым действующими нормативными документами разрешены альтернативные варианты, а предприятиям предоставлено право их самостоятельного выбора .

Появление понятия «учетная политика» и его официальное закрепление связаны с процессами реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Потребность в разработке учетной политики для конкретного предприятия и создания внутреннего распорядительного документа об учетной политике возникла в связи с введением в действие Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и Положений (стандартов) бухгалтерского учета в 1999 г. Указанные нормативно-правовые документы, с одной стороны, определили базовые правила ведения бухгалтерского учета, которым должны следовать все предприятия независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности или вида деятельности, а с другой – предложили альтернативные способы организации и ведения учета отдельных видов активов, обязательств, доходов, расходов и финансовых результатов, по которым предприятие получило право выбора с учетом собственных особенностей и специфики деятельности. Украинские П(С)БУ составлялись с соблюдением требований использования международных стандартов финансовой отчетности в качестве базовой основы, но поскольку международные стандарты не доминируют над украинским законодательством, то учтено экономико-правовое положение страны.

Следует заметить, что долгое время в Украине не существовало отдельного нормативного документа, в котором бы раскрывались различные аспекты формирования, документального оформления и изменения учетной политики. В ответ на многочисленные запросы практикующих бухгалтеров Министерством финансов Украины в 2005 г. было опубликовано Письмо «Об учетной политике», в котором отмечено, что полномочия собственника предприятия устанавливать учетную политику реализуются через признание в распорядительном документе перечня методов оценки, учета и процедур, в отношении которых нормативно-методическая база предусматривает более чем один их вариант (одновариантные методы оценки, учета и процедур в приказ включать нецелесообразно).

Также в данном документе определен методический аспект приказа об учетной политике. Позже, в 2013 г., были утверждены Приказом Министерства финансов Украины Методические рекомендации относительно учетной политики предприятия, которые значительно расширили методическую составляющую приказа об учетной политике по сравнению с Письмом «Об учетной политике». Однако ни в одном из украинских нормативных документов не раскрыт организационный и технический аспект приказа об учетной политике, что является существенным недостатком .

Анализируя современную нормативную базу Российской Федерации, следует заметить, что основным нормативным документом является вторая редакция Федерального закона «О бухгалтерском учете», согласно которой, организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Основным документом, которым пользуются при формировании учетной политики, в российском учетной практике является третья редакция Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Следует заметить, что в ПБУ 1/1994 главным образом было описано лишь сущность и назначение учетной политики, а раскрытие организационных, технических и методических аспектов учетной политики нашли отражение в ПБУ 1/1998 и ПБУ 1/2008, при этом отличием последних двух редакций является внесение в ПБУ 1/2008 не применяемых ранее элементов международных стандартов финансовой отчетности. Однако методический аспект формирования учетной политики раскрыт болен полно в украинских нормативных документах .

Нормативно-правовой базой в ДНР, регулирующей вопросы ведения учетной политики, является Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», а также в соответствии с Постановлением «О применении Законов на территории ДНР в переходный период», Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики, применяются в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики .

Изучение нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы учетной политики, позволило сформулировать вывод, что формирование учетной политики – важный этап деятельности предприятия, поскольку от принятых учетных оценок зависит финансовый результат предприятия.

К сожалению, руководство предприятий не уделяет надлежащего внимания формированию учетной политики, что негативно влияет на процесс ведения бухгалтерского учета и функционирования предприятий в условиях информационной экономики.

На такую ситуацию влияют: отсутствие достаточного практического опыта управления в рыночных условиях; недостаточный уровень квалификации бухгалтерских кадров; незаинтересованность работников бухгалтерской службы; недостаточный уровень экономического образования руководителей и собственников предприятий; недостаточное законодательное регулирование этого вопроса, а также его изучение со стороны научных работников этой проблемы.

Для поиска путей усовершенствования отечественной системы построения учетной политики целесообразно обратиться к зарубежному опыту. Следует согласиться с мнением Пушкаря М. С., согласно которого для исправления сложившейся ситуации, целесообразно разработать положение (стандарт) «Учетная политика предприятия» как это сделано в российской и в международной учетных практиках. Данное предложение вызвано тем, что действующие нормативные документы Украины раскрывают лишь методический аспект формирования учетной политики и носят рекомендационный характер.

Таким образом, учетная политика является элементом системы организации учета на предприятии, инструментом достижения финансового результата, поэтому отсутствие приказа об учетной политике или узконаправленный подход к его составлению недопустимо.

Для решения проблемы предложено разработать в Украине, наряду с другими национальными П(С)БУ, и в ДНР, нормативно-правовая база которой находится на стадии разработки, стандарт «Учетная политика предприятия», как это сделано в российской и в международной учетных практиках, с целью минимизации субъективного суждения бухгалтеров в отношении формирования и ведения учетной политики.

Статья на тему нормативно-правовое регулирование учетной политики предприятия