При неблагоприятной для бизнеса экономической ситуации многие предприятия экспортируют свою деятельность в «налоговые гавани» − оффшорные зоны современном понимании «оффшорная зона» — это государство либо определенный регион с приближенной к нулю налоговой ставкой на все или определенные категории доходов, особый уровень банковской или коммерческой скрытности и минимальное или полное отсутствие резервных требований центрального банка. Кроме того, многие оффшорные зоны имеют достаточно простые требования в области лицензирования и регулирования финансовых и иных компаний и фирм.

Насущность проблем, связанных с оффшорным бизнесом, для Российской Федерации показывают масштабы причиняемого стране ущерба и важностью их решения для развития национальной экономики. Сейчас достаточно сложно точно определить размер капитала, выведенного из России с начала 90-х гг. Эксперты представляют различные данные, но исходя из информации предоставленной Центральным банком России, утечка капитала только за первое десятилетие составила от 50 до 80 млрд дол. США, а по оценке Интерпола — 150-300 млрд дол.

Оффшорные зоны являются реальной опасностью для отечественной экономики в области «отмывания денег». Первоначально, осуществляя вывод капитала, компании преследовали преимущественно цели организации производства товаров, услуг и их реализации в стране-импортере. Однако все более значительная часть экспорта капитала стала осуществляться в форме так называемого «бегства капитала». Это одна из основных угроз, исходящих от оффшорных зон.

Российской Федерации нелегальной вывод капитала и доходов в оффшорные зоны приобрел огромные масштабы и стал достаточно насущной проблемой. По оценкам некоторых специалистов, ежегодный объем «бегства капитала» из России в среднем может быть оценен на уроне 25 млрд дол. США . Не исключено, что не вся сумма приходится на оффшоры, но даже если 50% капитала переведена туда, что отражает международную тенденцию, то это серьезный ущерб для страны.

  • Наблюдается и сокращение государственного бюджета за счет уменьшения размера налоговых поступлений;
  • Структурные деформации в экономике (неконтролируемый оффшорный бизнес приводит не только к снижению доходной части государственного бюджета, но и к изменению структуры национальной экономики за счет угнетения положения отечественных производителей товаров для отечественного рынка и ориентации в сторону преимущественного развития экспортно-ориентированных и зависящих от импортных поставок отраслей экономики);
  • Уменьшение объема внутренних инвестиций;
  • Все большая привязанность к иностранным займам;
  • Дистабилизация финансового рынка России.

Как следствие вывода оффшорного капитала происходит ограничение свободы действий правительства в реализации оптимального хозяйственного курса, возникает дисбаланс в системе макроэкономического регулирования и подрывается налоговая дисциплина. Этот фактор негативно воздействует на конкурентоспособность страны на мировом рынке и очевидно ведет к дальнейшему ослаблению Российской экономики.

Особое значение деятельность оффшорных компания приобрела из-за внедрения отечественной экономики в мировое хозяйство и включением ее в связи с этим в оффшорные операции. Пробелы в валютном, таможенном, банковском и иммиграционном законодательстве, «прозрачность» границ привлекают в Россию иностранные оффшорные компании. Достаточно большое количество сделок и контрактов совместно осуществляются оффшорными компаниями отечественного и зарубежного происхождения.

Использование предприятий, которые функционируют на территории России, а «центр» накопления прибыли дислоцируют за ее пределами, приводит:

К сокращению налоговых поступлений в российский бюджет. К несанкционированной утечке капитала за рубеж.

Таким образом, Россия является «кормильцем» целого ряда достаточно благополучных в экономическом плане стран, испытывая в свою очередь, сильную необходимость в инвестициях для модернизации собственной экономики.

Не менее важными являются политические результаты бегства оффшорного капитала, которые заключаются в утрате доверия российских капитало-держателей к своему государству, к тому, что оно будет реальным гарантом сохранности их капиталов.

Данный явление приводит так же к социальным проблемам :

  • Социальная напряженность;
  • Криминализация общества;
  • Деградация общественной морали.

Можно с уверенностью говорить о том, что оффшорный бизнес является всемирным явлением, оказывающим колоссальное воздействие на экономико-политическую ситуацию во всем мире. Международные оффшорные центры представляют собой крупные образования по предоставлению международных услуг. Однако сами оффшоры не участвуют в межрегиональных и внутренних потоках денежных ресурсов, а являются странами, которые регистрируют сделки, проводимые в других странах, предоставляя разнообразный набор услуг, привлекающих внимание промышленных предприятий, торговых компаний, финансовых учреждений и институтов, банков, инвестиционных фондов и других участников .

Одновременно оффшорные финансовые центры представляют собой потенциальную угрозу для стабильности не только российской экономики, но и всей мировой финансовой системы, хотя с другой стороны привлечение оффшорных территорий экономически является оправданным, так позволяет снизить налоговое бремя. Но не стоит забывать, что этот механизм причиняет значимый ущерб экономической безопасности Российской Федерации. До введения в действие НПА о противодействии «отмыванию» денег правонарушители достаточно ловко использовали проблемы отечественного законодательства, и большая часть этих доходов становилась легальной посредством бесконтрольного «ввода» в законные отрасли коммерческой деятельности, что определенно оказывало воздействие на экономическое состояние России. Оффшорные территории в области отмывания денег играют определяющую роль. Именно в них «грязные» деньги отделяются от источника происхождения.

Необходимо начать борьбу с выводом отечественных активов за границу. Российская экономика нуждается в наведении порядка в плане уклонения от налоговых платежей посредством офшоров. Добросовестный бизнес займет достаточно высокое положение, не возникнет необходимости в конкуренции с теми, кто наживается на махинациях и обмане России. Будет результативным для оффшоров налог на дивиденды увеличить более, чем в пять раз, то есть его размер должен составлять около 26%. Бизнесу должно быть выгодно вкладываться именно в свою страну, и это важнее личных интересов. И это абсолютно нормальная модель стимулирования.

Статья на тему оффшоры угроза национальной безопасности