На сегодняшний день налоги представляют собой главный источник бюджетных поступлений и одно из основных условий развития и экономического процветания государства.

За счёт налогов осуществляется финансирования различных социальных нужд, таких как:

  • оборона,
  • социальная политика,
  • правоохранительная система,
  • образование,
  • здравоохранение, а также жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с этим проблема налогов является наиболее сложной и противоречивой в практике мирового народного хозяйства. Проблема налогов особо актуальна в странах, где всё ещё продолжают формироваться налоговые системы.

Налоговая система – важнейший элемент рыночной экономики, обеспечивающий такие функции как:

  • обеспечение финансирования государственных расходов;
  • государственное регулирование экономики;
  • поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, развитие социально-экономических процессов.

В мировой налоговой практике отношение суммы всех налогов, взысканных с налогоплательщиков, к объёму полученного валового внутреннего продукта служит основным показателем налоговой нагрузки на макроуровне. В таблице 1 приведены данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах.

Таблица 1

Удельный вес налоговых поступлений в различных странах по отношению к ВВП (в процентах)

Страна Доля налогов и обязательных платежей Доля налогов без обязательных платежей
Австралия 45,5 29,9
Бельгия 46,4 31,1
Великобритания 33,9 27,7
Германия 42,9 23,1
Дания 52,8 49,7
Исландия 35,5 21,7
Италия 42,9 27,4
Канада 36,3 31,0
Нидерланды 44,8 26,6
США 31,8 22,7
Франция 46,3 24,9
Швеция 54,2 38,1
Япония 28,6 18,2
Россия 30,7 22,1

 

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что большинство экономически развитых стран в настоящее время уже достигли практически максимального возможного уровня перераспределения через налоговую система ВВП и национального дохода. В связи с этим, дальнейший рост поступлений доходов в бюджеты этих стран возможен в основной массе за счёт изменения структуры налогов и обеспечение прямой зависимости роста налоговой ставки от роста ВВП.

Системы налогообложения зарубежных стран успешны на сегодняшний день благодаря проведению налоговых реформ, суть которых заключалась в том, что налоговая ставка была низкой, но было мало льгот.

Проведем сравнительный анализ систем налогообложения таких развитых стран, как США, Великобритания, Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Япония.

Фискальная функция присуща всем налогам, т.к. без её выполнения система налогообложения теряет свой смысл. В зарубежных развитых странах данная функция выполняется достаточно успешно. Производственно-стимулирующая функция требует от налоговой системы функционирования таким образом, чтобы не подрывать стимулы к производственной деятельности, а усиливать их. Современные ставки налога на прибыль в большинстве развитых странах колеблются от 30 до 40%. Но для эффективной экономической деятельности она не должна превышать 35%. Однако, льготы по налогу также необходимо учитывать, т.к. в различных странах они существенно отличаются друг от друга и оказывают существенное влияние на сумму налога.

Так как системы налогов в большинстве стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий они имеют существенные отличия друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы, успешно выполнять свои задачи внутри страны и налаживать взаимоотношения с налогоплательщиком, а также эффективно взаимодействовать на внешнеэкономическом и внешнеполитическом уровне.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что проблема совершенствования налоговых систем стоит не только перед странами с развивающейся экономикой, но и перед уже развитыми государствами. Для решения данной проблемы необходимо активное государственное вмешательство в процесс формирования производственных отношений и изменения тенденций экономического развития, ангажирование опыта зарубежных стран, создать одинаковые условия работы для всех, относительная простота расчетов и легкость сбора налогов, сохранение стабильности, а также система препятствий на путях уклонения от выплаты тех или иных налогов.

Статья на тему особенности налоговых систем разных стран мира