Одно из неизбежных явлений современной экономики любого государства – это устойчивое продолжительное снижение покупательной способности денег. Этот феномен называется инфляцией. Цель каждого государства – поддержание общего уровня цен в разумных пределах.

В настоящее время Российская Федерация применяет комплекс мероприятий по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции. Для того чтобы выделить наиболее эффективные меры антиинфляционной политики необходимо проанализировать причины появления инфляции в изучаемом периоде.

В зависимости от причин, вызывающих повышение общего уровня цен принято выделять инфляцию спроса и предложения. При экзогенном увеличении темпа роста денежной массы инфляция имеет монетарное происхождение, то есть обусловлена денежными факторами . Именно этот тип инфляции нас будет волновать в данной работе, так как главный метод борьбы против инфляции, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы.

Проведем анализ зависимости уровня инфляции от причин возникновения данного феномена на примере 2014 года. По официальным данным Росстата инфляция за 2014 года составила 11.4% . Этот показатель является максимальным с 2008 года, который является началом финансовоэкономического кризиса. Но по прогнозам Минфина РФ  и ЦБ РФ темп общего уровне цен не должен был превысить планку в 6%. Различия между официальными прогнозами и фактическим показателем обуславливаются снижением курса национальной валюты, а также ростом инфляционных ожиданий изза ослабления рубля.

Основным инструментом государства, позволяющим воздействовать на темп инфляции путем ограничения денежного спроса, – это метод регулирования денежнокредитных обращений. Он реализуется следующими составляющими: сокращением государственных расходов, повышением ставки рефинансирования; реализацией ЦБ операций на открытом рынке, приносящих постоянный доход . Реализация денежнокредитной политики предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских цен. В качестве главной цели, из документа ЦБ «Основные направления единой государственной денежнокредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов», ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2014 году до 4–5% . Но данная задача не была достигнута. Поэтому мы можем сделать вывод, что эта политика не может рассматриваться как долговременная, она скорее является ситуационной, реагирующей на действия внешних факторов.

На основе проанализированных данных можно выделить проблемы антиинфляционной политики:

  1. Слабое воздействие компонентов денежнокредитного регулирования на развитие и перераспределение финансовых ресурсов в экономике.
  2. Не учитывается, что при значительной девальвации рубля цены отечественных товаров по отношению к закупаемым товарам становятся более низкими, в связи с этим, потребительский спрос переключается на отечественные аналоги.
  3. В России преобладает валютный компонент в формировании денежного предложения ЦБ изза однополюсного развития Российской экономики и общего повышения мировых цен на экспортную продукцию топливноэнергетической сферы.

Таким образом, необходимо создать долгосрочный комплекс антиинфляционных мероприятий, которые позволят поддерживать общий уровень цен в пределах 3–5%. Возможно, при исключении вышеперечисленных проблем, мы сможем с большей вероятностью прогнозировать уровень инфляции.