Движущей силой инновационной экономики в цивилизованном демократичном обществе являются потребности человека. В первую очередь к таким потребностям можно отнести жилище, здоровье, питание, заботу о детях. Именно на обеспечение этих потребностей человек из наименее обеспеченных и даже средних слоев общества вынужден тратить свои материальные ресурсы в первую очередь. Наличие рыночных отношений стимулирует инновационную деятельность в названных выше сферах. При этом инновационная деятельность в этих сферах может реализоваться как через масштабные проекты, создающие основы инновационного развития всей экономики в целом, так и через малый и средний бизнес, в наибольшей степени приближенный к конечному потребителю новых продуктов .

Малые предприятия, являющиеся неотъемлемым компонентом любой развитой инновационной системы, стимулируют развитие эффективных связей между исследовательскими, образовательными, промышленными и финансовыми секторами экономики и противостоят риску неэффективной бюрократической организации инновационных процессов. Являясь локомотивом инноваций, они обеспечивают быструю генерацию новых рабочих мест и самозанятость населения при сокращении занятости в традиционных областях, ослабляя социальную напряженность в депрессивных регионах.

Очевидно, что основными критериями отбора инновационных проектов должны являться:

  • Во-первых, это расширение ассортимента производимой продукции (услуг). Применительно к уже функционирующему предприятию расширение ассортимента выпускаемой продукции возможно по двум направлениям: за счет выпуска новой продукции или за счет совершенствования уже выпускаемой продукции либо оказываемой услуги. Соответственно, оба направления, обеспечивающие расширение ассортимента выпускаемой продукции (услуг), в конечном счете, ведут к увеличению прибыли и напрямую связаны с инновационной деятельностью, а совокупность работ, связанных с разработкой, освоением и улучшением уже производимой продукции по своей сути уже является инновационной деятельностью.
  • Во-вторых, минизация цены, по которой реализуется продукция или оказывается услуга. Очевидно, что возможность снижения цены конечного продукта или услуги напрямую зависят от спроса и предложения продукции.
  • В-третьих, снижение затрат на изготовление и реализацию единицы продукции, которое возможно только двумя путями: либо за счет мобилизации резервов уже используемой технологии, либо за счет освоения новейшей технологии или новых элементов в старой технологии. Пути увеличения прибыли предприятия за счет минимизации затрат на изготовление и реализацию единицы продукции (услуги) определяются эффективностью инновационной деятельности.
  • В-четвертых, увеличение объемов реализации продукции или услуги, что возможно при увеличении объемов реализации «старой» и новой продукции. Очевидно, что деятельность, связанная с повышением качества выпускаемой продукции (услуги), а также придание ей новой функции, будет являться инновационной. В свою очередь, выпуск новой продукции является также результатом инновационной деятельности. Таким образом, увеличение объёмов реализации продукции (услуги) также во многом достигается за счёт соответствующих инновационных преобразований .

Усиление роли новых технологий в экономическом росте и развитии предприятий в современных условиях все больше и больше требуют их непрерывного внедрения в производство.

Внимание потребителей к свежести хлеба привёло к развитию пекарен при сетевом ритейле. На этих пекарнях изготавливают в основном булочные и сдобные изделия, изделия для хот-догов, тостов, а также заварные виды ржано-пшеничного хлеба по ускоренной технологии, применяя готовые сухие или пастообразные закваски, содержащие подкислители или молочнокислые бактерии, что значительно увеличивает себестоимость хлеба. При этом ассортимент этих видов хлеба ограничивается одним-двумя наименованиями, и их качество уступает аналогичным изделиям, изготавливаемым по традиционной технологии.

В то время, когда концепция продукта изучается специалистами по маркетингу, группа исследования развития продукта нуждается в информации, полученной непосредственно от потребителей, которая позволит оценить успех или неудачу новых прототипов. Т.е., требования потребителей служат основой для оптимизации характеристик продукта еще на стадии прототипа.

Методом исследования, использованным в работе, является опрашивание потенциальных потребителей хлеба из ржаной муки. Для сбора данных использовались анкеты-опросники непосредственно в торговых предприятиях сетей «Spar», «Абсолют», супер-маркете «Универсам 1» г. Луганска. Разработка вопросов производилась таким образом, чтобы респондент понимал актуальность поднятой проблемы. При использовании анкеты-вопросника особое внимание следует уделять построению вопросов, чтобы избежать недопонимания и двусмысленности. Целью опроса являлось выявления необходимости расширения ассортимента и внедрения новых технологий производства.

В результате опросов было выявлено, что 56% опрошенных хотели бы расширения ассортимента данного вида изделий, 30% опрошенных при этом отмечали быстрое черствение имеющихся образцов хлеба.

С учетом выше изложенного, представляется актуальным применение ускоренных технологий изделий из смеси пшеничной и ржаной муки повышенной биологической ценности с использованием новых технологий, разработанных в нашем учебном заведении. Предлагаемый нами способ производства заварного хлеба из смеси пшеничной и ржаной муки по ускоренной технологии предусматривает добавление молочной сыворотки, ферментированного ржаного солода, без использования как традиционных, так и готовых заквасок.

Применение разработанных нами технологий не требует капитальных вложений, основные средства и заработная плата остаются практически неизменными.

К источникам эффекта от реализации разработанных технологий на предприятиях относятся следующие:

  • интенсификация процесса брожения изделий из смеси пшеничной и ржаной муки, что позволяет значительно сократить продолжительность производственного цикла;
  • улучшение показателей качества изделий из смеси пшеничной и ржаной муки, в том числе органолептических, физико-химических и структурно-механических;
  • расширение ассортимента хлебобулочных изделий из смеси пшеничной и ржаной муки, выпускаемых малыми предприятиями.

Статья на тему усиление роли новых технологий в экономическом росте и развитии предприятий малого бизнеса