В условиях глобальной экономики, невозможно представить государство, не встроенное в систему мировых хозяйственных связей. Для России подобная зависимость от других стран может негативно отразиться на обеспеченности страны важными товарами, такими как: продовольствие, лекарства, технологии. Санкции, которые введены связи с событиями 2014 года в Крыму и на востоке Украины – это ограничительные политические и экономические меры в отношении России. По мнению международных организаций и отдельных государств, ряд российских и украинских лиц и организаций причастны к дестабилизации ситуации на Украине.

Сейчас наряду с низкими ценами на нефть и, как следствие, низким курсом национальной валюты, ограничительные экономические меры являются угрозой финансовой безопасности России. Санкции были введены 17 марта 2014 г. в отношении конкретных физических лиц (первый уровень), в отношении юридических лиц (второй уровень), а также в отношении секторов отечественной экономики (третий уровень, или секторальные санкции).

Санкции, введенные в отношении российских банков и компаний, могут быть поделены на три группы. Первая включает секторальные санкции, или «список SSI» по классификации США. Банки и компании, включенные в этот список, утратили возможность выходить на долговые рынки США и Европы, но могут проводить свои платежи или платежи своих клиентов. В целом серьезной угрозы их бизнесу нет, однако они должны изменить структуру источников финансирования в сторону увеличения доли внутренних источников. Санкции этой группы затронули, прежде всего, крупные российские банки с государственным участием.

Вторая группа санкций (список SDN, включающий ряд российских частных банков и незначительное число компаний оборонного сектора) предполагает жесткие ограничения, запрещая проводить валютные платежи в пользу или от лица банков и компаний, включенных в список. Таким образом, попавшие в список банки и компании вынуждены изменять географию своего бизнеса, так как больше не могут участвовать в трансграничных операциях.

Третья группа санкций («мягкие» санкции) — не объявлены официально, но их действие ощущается из-за изменения условий ведения бизнеса с российскими эмитентами и отношения к российскому капиталу.

Часть санкций третьего уровня, введенных США, Евросоюзом, Австралией, Новой Зеландией и Канадой в середине марта 2014 года, напрямую затронула банковскую систему России. Так, в санкционный список внесены системообразующие российские банки, которым ограничен доступ на зарубежные финансовые рынки:

  • ПАО « Сбербанк России»,
  • ПАО «Банк ВТБ»,
  • ПАО «Внешэкономбанк»,
  • АО «Газпромбанк»,
  • АО «Россельхозбанк».

Европейским инвесторам запрещается приобретать на первичном и вторичном рынках во всем мире новые акции, облигации, а также схожие финансовые инструменты, выпущенные указанными финансовыми учреждениями (со сроком обращения свыше 90 дней).

Для банковского сектора России самыми опасными остаются американские и европейские ограничения. Несмотря на общую схожесть санкций США и Евросоюза, каждые имеют свою территориальную и персональную сферу действия: санкции США обязательны к исполнению только на территории и подданными США; санкции Евросоюза применяются только на европейском рынке ценных бумаг и только подданными Евросоюза.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно выделить как положительные, так и отрицательные последствия санкций для банковского сектора России.

К положительным можно отнести:

  • инициирование политики импортозамещения в масштабах всей страны;
  • начало работы по созданию российской платежной системы,
  • снижение зависимости страны от внешних финансовых ресурсов.

Отрицательными последствиями являются:

  • снижение доступа к дешевым долгосрочным кредитным ресурсам;
  • ухудшение индикаторов денежно-кредитной системы;
  • спад в инвестиционной сфере.

Кроме того, под влиянием санкций в банковском секторе России прошла целая серия банковских дефолтов. По данным Банка России в 2015 году была прекращена работа 101 российского банка, а в 2016 году банковская система РФ уменьшилась на 110 банков. В 2017 году сокращение банков продолжается высокими темпами. Так, только 03.03.2017 года Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций у 3-х банков и аннулировал лицензию у одного банка.

Таким образом, введение экономических санкций оказало существенное влияние на банковскую систему РФ, которое в долгосрочной перспективе может привести к возникновению серьезного кредитного кризиса по причине ограничения западными странами внешнего финансирования российских банков. Однако многие отечественные банки намерены расширять свое сотрудничество с банками стран АТЭС, что вполне может значительно уменьшить негативные последствия от воздействия санкций на банковскую систему РФ.

Статья на тему влияние экономических санкций на банковскую систему россии