Современные государства для поддержания и развития своих национальных экономик во многом воздействуют на них посредством государственного регулирования. Ведь несмотря на все положительные стороны рыночной экономики, она не способна самостоятельно скорректировать экономические и социальные проблемы общества, а именно, справится с обеспечением социально справедливого распределения доходов, поддержкой незащищенных слоев населения, расточительностью и неэффективностью производства, инфляцией и монополизацией рынка. Поэтому руководством передовых мировых государств формирование цивилизованного предпринимательства в экономическом пространстве страны определяется как основной стратегический детерминант экономического процветания.

В рыночных условиях роль государства отводится к установлению «правил игры», которые и будут определять стратегию направления развития экономики, поддерживать оптимальное функционирование регулирующих ее механизмов. В управленческой деятельности экономического аспекта государство руководствуется комплексом политических, правовых и социально-экономических инструментариев. Однако, какому из инструментов отводится преобладающая роль, зависит, прежде всего, от социально-экономической ситуации в стране, национального менталитета, уровня жизни и прочих показателей. Со стороны государственного аппарата регулирование предпринимательства в первую очередь происходит через законодательную систему. В рамках законов регламентируются правила поведения предпринимателя, их практическое применение.

Степень государственного влияния на экономические процессы и характер их управления для каждой отдельно взятой страны варьируются от выбора пути развития национального хозяйства. Таким образом, регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя макроэкономическими путями: регулированием посредством рыночного инструмента и с участием государства .

Частный бизнес для государства — это постоянный источник налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а рост количества субъектов предпринимательской деятельности способствует формированию устойчивого среднего класса в социальной структуре общества. Данную взаимосвязь выявил и успешно развивает руководящий аппарат Республики Сингапур. Государственное регулирование коммерческого сектора экономики в Сингапуре представлено как комплекс мероприятий по его финансовой поддержке. Свидетельство тому первенство в рейтинге Всемирного Банка как лучшего места для ведения бизнеса за последние несколько лет.

На  сегодняшний  день  в  Сингапуре  сделана  ставка  на  малые  и  средние предприятия, которые составляют 99% всех предприятий страны. При этом доля работающего населения, занятого в сфере МСБ составляет около 70%, а на малый бизнес приходится 50% ВВП.

В рамках поддержки предпринимательской деятельности было создано агентство при Министерстве промышленности и торговли Сингапура — SPRING Singapore. Этот институт работает со стартапами и бизнесом на всех стадиях их развития – от самых ранних, в рамках которых у проектов имеется идея или прототип продукта, до развития кооперации между целыми отраслями и повышения стандартов качества.

Данным агентством осуществляется более 50 различных программ поддержки частного сектора. Также его сотрудники занимаются оказанием услуг, необходимых предпринимателям для функционирования, включая консалтинговые, бухгалтерские услуги, подготовкой кадров (государство может покрыть до 90% расходов на обучение и подготовку кадрового состава).

Методы и формы госрегулирования МСБ в Республике Сингапур можно разделить на административные, финансовые и фискальные.

Государственными специальными комиссиями, помимо стандартных форм контроля, проводится мониторинг субъектов бизнеса на предмет выявления потребности в модернизации оборудования, переподготовки персонала, обновление технологического обеспечения, с целью предоставления в дальнейшем государственной помощи.

Для малого и среднего бизнеса в Сингапуре также существуют определённые фискальные методы поддержки. К ним относятся налоговые льготы и международные соглашения государства. Компании, отвечающие установленным критериям, могут быть полностью освобождены от налогов в течение первых трёх лет с момента основания. Кроме этого, Сингапур заключает международные соглашения о свободной торговле, об инвестиционных гарантиях, об устранении двойного налогообложения со многими развитыми странами, поэтому малые предприятия при расширении в будущем получат преимущества в виде быстрого выхода на иностранные рынки .

Перечисленные методы поддержки со стороны сингапурского государства оказывают существенное влияние на количество открываемых предприятий, на степень их инновационности и устойчивости в долгосрочной перспективе.

Соединенные Штаты Америки считаются оплотом свободных рыночных отношений. Несмотря на распространенные идеи роль американского государства в экономической деятельности весьма весома.

Взаимоотношения между государственным и предпринимательским сектором имеют неоднозначную тенденцию, от госнадзора до ее дерегулирования. Ученые США, в большинстве своем, отмечают, что на современном этапе отношения предпринимательства и государства являются антагонистическими, а партнерство наносит вред для общества. Вместе с тем, хотя субъектам предпринимательства предоставлена возможность принимать решения самостоятельно, сфера их деятельности сокращается, а, соответственно, сфера государственного воздействия, как подчеркивают аналитики, имеет восходящую траекторию.

Основными элементами государственного регулирования предпринимательства Соединенных Штатах являются:

  • развернутая система антимонопольного регулирования;
  • проведение инновационной политики государства (около 50% расходов на НИОКР в стране осуществляется за счет государственной казны);
  • поддержка развития малых и средних предприятий, включая льготное налогообложение; осуществление финансово-кредитной помощи малому бизнесу.

В условиях структурных изменений, связанных с глобализацией экономических процессов, генератором движущих сил американской экономики стал сектор малого предпринимательства. Так как малые предприятия дали более 55 % всех инноваций в стране.

В специальных ежегодных постановлениях определяются ресурсные возможности по реализации многообразных программ государственной поддержки. В настоящее время Администрации малого бизнеса (SBA) оперирует ежегодным портфелем примерно в 219 тыс. займов для МСП на общую сумму свыше 45 млрд. долл. и является крупнейшим брокером на финансовом рынке страны. О влиятельности SBA свидетельствует тот факт, что при ее содействии в сферу МСП в последнее время ежегодно привлекалось различных ресурсов на общую сумму порядка 400 млрд. долл.  Именно деятельность SBA в значительной мере позволяет США сохранять первое место в мировой экономике и обеспечивать лидирующее положение на многих мировых рынках товаров и услуг.

Зарубежный опыт создания и деятельности структурных органов поддержки предпринимательства должен быть изучен и по возможности использован на практике, поскольку государственное регулирование восполняет рыночные недостатки и способствует быстрому развитию экономики.

Статья на тему зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности