Формирование концепции «плавильного котла» и проблема поиска национальной идентичности иммигрантов в произведениях И. Зангуилла «плавильный котел» и М. Энтин «земля обетованная». На рубеже XIX–XX веков в США стояла довольно серьезная проблема интеграции массы представителей новых этнических групп в американское общество, в связи с чем переосмысливался облик американского гражданина.

Каждый день в США приезжало от 50 до 100 тыс. чел., что в совокупности достигало около 20 млн. чел. за период с 1890 по 1910-е гг. Они представляли собой выходцев теперь уже не только из Великобритании и Германии, но и из Италии, из Восточной Европы, из Азии, а это этнические группы, абсолютно непохожие на типичных представителей так называемого «англосаксонского мира».

Они трудно ассимилировались и едва ли интегрировались в американское общество, их число невероятно росло, они зачастую сохраняли свои первичные традиции и обычаи, свои ценности и культуру, но при этом иммигранты уже во втором поколении считали себя настоящими американцами и могли пользоваться правами и возможностями американских граждан.

Американское общество и две альтернативы развития

Американское общество столкнулось с двумя альтернативами развития: либо принять в общество тех, кто был «чужим» для белого американца-протестанта (т.е. принять иммигрантов из разных этнических групп), и дать им возможность стать американцами, изменив при этом свои представления о том, каким должен быть американец по цвету кожи и вероисповеданию; либо оставить вне американского общества это огромное количество людей со своими национальными ценностями и стереотипами, сохранив при этом американскую национальную идею в неприкосновенности.

Довольно трудной ситуация представлялась не только для американцев, но и для самих иммигрантов: они приехали в Америку в поисках лучшей жизни, но для того, чтобы максимально пользоваться правами и возможностями американцев, чтобы реализоваться в полной мере, им необходимо было отказаться от своих старых традиций, от своего языка, а также от своей религии, что в совокупности составляет национальную идентичность индивида.

В процессе принятия иммигрантами американских ценностей происходило изменение национальной самоидентификации, и поиск собственной национальной идентичности становился понятной реакцией на происходящие перемены в восприятии иммигранта.

Кто таков американец, и можно ли им стать?

В таких условиях не только у американцев, но и у иммигрантов была потребность в появлении новой концепции, которая бы отражала их национальную идентичность, которая бы дала ответ на вопрос о том, какой критерий лежит в основе американского полиэтнического общества и что представляет собой национальная идентичность американцев.

Иными словами, всех волновал вопрос – кто таков американец, и можно ли им стать? В результате появилась концепция «плавильного котла» («Melting Pot»), авторами которой были И. Зангуилл и М. Энтин.

Нужно узнать, как складывается национальная самоидентификация у героев, евреев-иммигрантов из России, в пьесе Зангуилла «Плавильный котел» и автобиографической повести Энтин «Земля обетованная» и как связана концепция «плавильного котла» с поиском их национальной идентичности в условиях развития США на рубеже XIX–XX веков.

Зангуилл в пьесе «Плавильный котел» (1908 г.) ставит вопрос о том, может или имеет ли право человек отказываться от своих культурных корней и выбирать себе национальность? Может ли он сменить национальность или отступиться от «старой» национальности, как отступается от религии? Зангуилл в лице главного героя пьесы Давида отвечает положительно на эти вопросы.

Критерии национальной идентичности и сама идентичность меняются в зависимости от места и общества, в которое попадает индивид – так мы видим, что религия выступает в качестве главного маркера национальной идентичности евреев в России; в Америке она также играет определенную роль, но уже не является главным критерием, по концепции «плавильного котла».

На основе наших источников мы можем сказать, что национальная идентичность евреев, иммигрировавших в США, имеет территориальную и политическую привязку, не религиозную, а национальная идентичность евреев, живущих в России – наоборот, исходит только из религиозного критерия.

При переезде иммигрантов в США их национальная идентичность трансформируется, на смену «старой» приходит «новая» – иммигранты начинают считать себя американцами с принятием американских ценностей, отсюда и происходит дифференциация в критериях до иммиграции и после нее.

Возникновение концепции «плавильного котла»

Собственная национальная идентичность переосмысливается тогда, когда возникает какой-либо жизненный кризис, или кризис личности, когда создаются жесткие рамки внутри человека и вне его, которые вынуждают его осознать, к какой национальности он принадлежит. Таким образом, концепция «плавильного котла» возникла, как попытка избежать возможной ненависти и расово-национальных стереотипов в таком многонациональном государстве, как США.

Оба автора, равно как и главные герои их произведений, являются евреями из Российской империи, столкнувшимися с расовой ненавистью и нетерпимостью русских к евреям. В результате концепция «плавильного котла» у Зангуилла и Энтин явилась ответом на вопросы о том, как себя воспринимать в полиэтническом обществе, и стала результатом поиска собственной национальной идентичности.