Изучение политической доктрины Томаса Спенса в Западной Европе. Формирующийся, но в то же время еще не сформировавшийся как класс английский пролетариат в своих взглядах был тесно связан с крестьянством, из рядов которого он в значительной степени и выходил. Эта особенность идеологии английских рабочих в период перехода от мануфактуры к капиталистической фабрике наиболее отчетливо выразилась в социальном учении Томаса Спенса (1750–1814 гг.) – крупнейшего английского эгалитариста XVIII – начала XIX в.

Спенс предлагал уничтожить лендлордов и аристократию, конфисковать их землю и передать ее во владение приходам

Спенс предлагал уничтожить лендлордов и аристократию, конфисковать их землю и передать ее во владение приходам. При этом эта земля сдается в аренду, а рента, после погашения государственных и общественных расходов, делится поровну между каждым жителем прихода.

Изучение политической теории Томаса Спенса его соотечественниками, а также другими европейскими (и не только) авторами мы разделим на этапы.

Первый этап начинается после смерти Спенса и заканчивается 30-ми годами XX века.

Если говорить о первых попытках осмысления деятельности Томаса Спенса, которые были предприняты учениками после его смерти, а также английскими историками XIX – начала XX в., то можно выделить таких авторов как Т. Эванс, Е. Макензи, А. Давенпорт, А. Ватерс, О. Рудкин. Здесь можно найти и биографии, и краткие очерки, и небольшие статьи.

Среди существенных работ англоязычных авторов, посвященных Спенсу, в начале XX века можно выделить книгу Макса Бера «История социализма в Англии». Как замечает Бер, доклад Спенса «Действительные права человека» содержит и социальную критику, и проект реформ.

Критика навеяна Локком и Гроцием, она направлена против частной собственности на землю, но, сверх того, некоторые из предлагаемых Спенсом реформ тоже являются в сущности критическими стрелами, так как он старается попасть ими в ряд определенных зол, существовавших в его время. Суть спенсианства, по мнению Бера, заключается, однако не в этом, а в его основной мысли: возвращении земли народу или общей собственности на землю.

В середине XX в. в изучении творчества Спенса наблюдается некоторый перерыв. Спенс как социалист не вызывал особого внимания у англоязычных авторов, и они начали обращаются к нему как к радикалу. Поэтому вторым этапом мы обозначим период с 80-х годов и до конца XX века.

В 1988 году издательство университета Кэмбриджа выпустило книгу австралийского профессора Яна МакКалмана «Radical underworld. Prophets, revolutionaries and pornographers in London 1795–1840». В этой книге и в других своих статьях, таких как «UltraRadicalism and Convivial DebatingClubs in London», «Unrespectable radicalism: infidels and pornography in early nineteenthcentury London»    автор исследует английский народный радикализм периода между антиякобинским правительственным террором 90-х годов XVIII века и началом чартизма. Анализ основывается на новой информации, полученной из шпионских доносов и литературы того времени.

Впервые подпольной революционно-республиканской группировке Лондона, основанной автором земельной реформы Томасом Спенсом, уделено столько внимания. Кроме того, автор продлил условные границы истории радикализма, показав, что спенсианцы сотрудничали с подпольными криминальными организациями и группами бедняков, включая западно-индийских черных мигрантов и банд черных вымогателей. Также они имели связи с популярными религиозными движениями и литературными объединениями, начиная от романтиков Шельяна, заканчивая уличными запрещенными художниками с Граб Стрит.

Изучение политической доктрины Томаса Спенса в Западной Европе

Западные исследователи политической доктрины Томаса Спенса рассматривали не только его аграрную программу, но они также касались взглядов английского радикала на женский вопрос.

Француз Рюми Дюфилле подчеркивает, что Томас Спенс уже давно признан одним из очень немногих защитников прав женщин в конце XVIII века. Э. Томсон отмечает, что он был единственным среди якобинских пропагандистов, адресующий свои произведения работающим женщинам. Дикинсон добавляет, что он был одним из очень немногих, кто выступал за предоставление женщинам избирательного права в 1790-е годы.

Однако некоторые историки сомневаются в искренности феминизма Спенса. Д. Уоралл в своей книге «Radical Culture: Discourse, Resistance and Surveillance, 1789–1820» утверждает, что Спенс был, в лучшем случае, оппортунистским феминистом и, что при внимательном чтении его работы представляли довольно антипрогрессивные картины в революционной обстановке. Дюфилле же считает, что такая критика несправедлива и, напротив, подчеркивает недостатки учения Спенса. Главным является его поразительное достижение по сравнению с антифеминистскими аргументами многих его современников, в том числе радикальных сторонников всеобщего избирательного права для мужчин.

Барбара Тейлор14 признает, что памфлет «Права детей» содержит обещание реализации земельной собственности, которое распространено на женщин. Признавая, что в утопическом государстве Спенсония, мужчины и женщины будут пользоваться одинаковыми политическими правами, она настаивала на исключении женщин из светов из-за их домашней работы. При этом она говорила, что женский семейный статус будет во всех отношениях равным статусу мужа. Но Тейлор добавляет пояснение, которое придает некоторую весомость ее аргументам: она исключает из него домашнюю нагрузку.

Анна Кларк предполагает, что, обращаясь, к женской персоне в «Правах детей», Спенс пытался устыдить и спровоцировать мужчин на действие. Обращение к женскому полу и принятие женского голоса было важнейшим достижением, что само по себе затрудняет попытки изобразить Спенса безусловным поборником патриархального статуса-кво.

Особое внимание заслуживает книга Дж. Била «English Pronunciation in the Eighteenth Century. Thomas Spence’s Grand Repository of the English Language». Необходимо отметить, что это лингвистическая книга по английской фонетике XVIII века. Томас Спенс создал свой словарь английского языка «Великое хранилище», который в своей орфоэпии отличался от других словарей, существовавших в то время. Нам следует зафиксировать следующий факт. Издавая свой словарь, Спенс надеялся, что бедняки смогут в короткие сроки освоить простые правила. Он был уверен, что грамотному человеку легче ориентироваться и участвовать в общественной жизни. Но бедняки трудились на тяжелых работах большую часть дня, и у них не оставалось времени для обучения. Поэтому «Великое хранилище» было написано так, чтобы человек не тратил много усилий для его освоения.

Третий современный этап начинается с наступлением XXI века. Теперь Томас Спенс рассматривается как основоположник теории базовых дивидендов, которая становится очень популярной в наше время.

О. Марангос в своей статье «Thomas Paine (1737–1809) and Thomas Spence (1750–1814) on land ownership, land taxes and the provision of citizen’s dividend» и в статье «Two arguments for basic income: Thomas Paine (1737– 1809) and Thomas Spence (1750–1814)», написанной совместно с Дж.Е. Кингом анализирует аграрную программу Томаса Спенса, акцентируя внимание на том, что выплаты постоянным жителям прихода схожи с сегодняшними гражданскими дивидендами.

Для англоязычных исследователей политической программы Спенса он выступает как основоположник раннего радикализма. Многие считают его защитником женщин, выступающим за предоставление им избирательного права, ратовавшего за то, чтобы статус женщины был во всех отношениях равным статусу мужчины.

Кроме того, в теории разделения приходской ренты современные экономисты и юристы находят истоки сегодняшних базовых дивидендов, распространенных в странах Европы.