В 1917 г. этом году исполняется 100 лет двум революциям в России. Изучение этого феномена нашей истории продолжает быть одной из важных и сложных проблем научных изысканий. Эта переломная, не только для России, но во многом и для мировой истории, эпоха содержит в себе ряд параллелей, известном смысле перекликающихся с современностью.

Период от Февраля к Октябрю стал для России в целом временем мучительного поиска выхода из глубочайшего кризиса, временем исторического выбора. И выбор этот во многом определялся позицией крестьянства, которое являлось большинством населения России, его политическими настроениями, социальной активностью, отношением к предлагаемым различными партиями альтернативам.

То, как была воспринята новая политическая система массовым сознанием народа, предопределяло расстановку сил и развитие событий в 1917 г. Именно от крестьянства, не просто составлявшего большинство населения России, но, по сути, являвшегося хранителем ее традиций, и зависела судьба дотоле невиданной им «демократии», провозглашенной Февральской революцией. Собственно говоря, демократии России удалось «вкусить» недолго. Большевики правильно воспользовались ситуацией, все же сделав союзников из большинства населения, которое не разделяло их взгляды.

Действительно, кризис России в 1917 г. привел к распаду империи, экономической катастрофе, длительной и кровопролитной Гражданской войне, закончившейся утверждением тоталитарной власти. А переживаемое состояние российского общества особенно в 1990-е гг. во многом напоминало ситуацию 1917 г. Общесистемный кризис сопровождаемый нестабильностью политической системы, а острая политическая конфронтация в условиях своеобразной отечественной многопартийности сочетается с низким уровнем политической культуры масс при отсутствии консолидирующей идеи. Это свидетельствует о сходстве некоторых факторов и позволяет сделать даже такой вывод, что «Россия возвратилась к решению проблем, оставленных ей началом XX века».

В этих условиях актуальность осмысления революции 1917 г. трудно переоценить. По выражению известного исследователя В. П. Булдакова, «Невежество обходится очень дорого. История – это обучающий, а не убивающий процесс. Понять “красную смуту” – значит понять будущее России. В конечном счете, это значит понять, наконец, место России в будущем человечества».

Фонд Омского гарнизонного совета солдаткрестьян – лакмусовая бумажка настроения широких масс, сложившегося в период между двумя революциями. Созданный 26 апреля 1917 г. Союз солдаткрестьян в июне 1917 г. был преобразован в Омский гарнизонный Совет солдаткрестьян Омского военного округа. Был ликвидирован в январе 1918 г. В фонде этого органа власти сохранились: резолюция II–го ЗападноСибирского съезда Советов крестьянских депутатов (июнь 1917 г.), копии протоколов заседаний Омского Союза солдаткрестьян, Омского гарнизонного Совета солдаткрестьян.

Омского гарнизонного совета солдат-крестьян стоял на платформе партии эсеров. Не секрет, что большинство солдат, призывавшихся на службу, были бывшими крестьянами и отсюда название Совета, и отсюда понимание нужд и чаяния друг друга. Программа исполкома Совета солдат крестьян Омского военного округа сообщала: «Совет крестьянских депутатов. Война и мир. Военное правительство. Учредительное собрание. Укрепление и завоевание свободы. Продовольственный вопрос. Борьба и уменьшение посевной площади. Кооперация и знания переживаемого момента. Земельный вопрос. Местное самоуправление. Народное образование. Суды. Улучшение сельского хозяйства, скотоводство и лесосохранение. Народное здравоохранение. Солдатский паёк. Борьба с алкоголем, т.е. пьянством. Дезертирство. Выборы».

Эсеры, пользовавшиеся огромной популярностью в крестьянской среде благодаря традиционному лозунгу «Земля и Воля» и аграрному проекту, где всем нужно раздать земли поровну, сыграли важную роль в раскачивании крестьянской стихии, спровоцировав погромное движение в сельской местности и дестабилизацию всей социально-политической системы. «На знамени написаны слова «За землю и волю», выражающие то, к чему стремиться крестьянство, чего хочет оно для себя. Укрепить добрую волю и добыть землю вот главное наше стремление».

Интересно проследить взгляды, которые пытались донести эсеры до крестьян и солдат, и на это были направлены их лекции, проводимые солдатской и крестьянской среде. По документам фонда можно проследить их тематику лекций, есть и их тексты. «Лекции, читанные курсантам исполкома

В солдат-крестьян Омского военного округа за 1917 г. Темы лекций: об автономии Сибири, постановка школьного вопроса, земство и земельный вопрос в учредительном собрании ». Вот как говорилось о процессе автономии: «Тот порядок, который был у нас до революционного времени, называется централистическим. Он назывался так, потому что был самодержавный, и управление велось из центра. Теперь необходимо сделать децентрализацию. Все окраины обширной российской республики – Сибирь, Кавказ и т.д. должны издавать законы для своих областей. Что касается общих законов: война, мир, денежные знаки, почта – это будет издаваться центральным российским парламентом, на основе федеративного устройства , т.е. союзом этих областей. Такой порядок устройства в Германии, Швейцарии, Америке».

Выдержка из лекции о проблемах образования в России выглядит так: «О постановке народного образования. Все реформы народного образования можно будет поставить только тогда, когда у нас будет народный учитель. Бисмарк сказал после поражения Франции, Франция побеждена не железным кулаком: победил германский учитель.

Наше начальное образование должно быть общим, бесплатным и доступным для всех. Из нашей школы ученик выходит мало знающий или знающий то, что негде применить. Наоборот, немецкие школы дают понятия обо всём, а раз дети любят школу они любят и страну.

В здоровом человеке должен быть здоровый дух, необходимо гармоничное развитие человека». Самый насущный вопрос, звучавший на заседаниях Совета солдат-крестьян – это снабжение. Сохранились письма из городской продовольственной управы, в одном из них (от 6 июня 1917 г.) проблема обозначена достаточно чётко. «С раннего утра и до конца занятий в канцелярию городской продовольственной управы стекаются толпы солдат и, предъявляя удостоверения от войсковых частей о нужде личной и их семей в мануфактуре, а то и просто записки, удостоверяющие их личности и настоятельно, с различно рода угрозами, требуют право на получение мануфактуры.

Обыкновенно целый день членов управы тратится на разъяснение их законных требований и в выслушивании незаслуженных оскорблений. Фактом отказа солдаты остаются недовольны и уходя из управы уносят с собой и чувство затаённой злобы, которое, безусловно, будет передано и сочувствующим им. Таким образом, Городская продовольственная управа, встречая сочувственное и одобрительное отношение в своих открытых действиях демократических, общественных и политических организаций с одной стороны, не может рассчитывать без вмешательства влиятельных органов на такое же отношение со стороны солдат. Просим принять участие в деле разъяснения солдатам по тем вопросам, по которым им больше всего приходится обращаться в Управу, это отпуск сахара, мануфактуры и табака».

Общество занималось разъяснениями подобных вопросов. Но в свою очередь опять же просило ту же самую Городскую продовольственную управу В немедленном проведении в жизнь учёта, регулирования поступления, распределения и нормировки цен на продукты первой необходимости, фабриканты и товары массового потребления.

Иная проблема Совета, а затем Союза солдат-крестьян – это постоянное движение членов исполкома, которые являлись офицерами, солдатами и их часто перемещали вместе с воинскими частями на передовую, тем самым постоянно приходилось искать новые кадры для комитета, но иногда были прошения об оставлении того или иного активного представителя Совета для работы на месте и не посылки на фронт. «Комитет нашёл: что уход из Комитета прапорщика Кочемайкина не желателен, что в лице его Комитет союза потеряет одного их лучших работников, а потому комитет постановил: просить Кочемайкина не выходить из состава комитета, а делегировать членов комитета Бабаевского и Кравченко к солдатам 12 роты 19 полка с просьбой оставить Кочемайкина в составе комитета, объяснив им причину оставления».

Обсуждаемым вопросом был о выселении военнопленных из города. «Комитет признал необходимым выселить немедленно всех без исключения военнопленных из города Омска в концентрационные лагеря, под усиленный надзор, для предупреждения возможных поджогов, грабежей и беспорядков, так как таковые имели место быть в Барнауле и НовоНиколаевске. Все как команды, так равно и одиночные военнопленные, идущие на работу должны сопровождаться конвоем. Ввести обязательный отметный знак для военнопленных, согласно их воинского устава».

В итоге, информация по Омскому и Тюкалинскому уездам о количестве выданных военнопленных на каждую волость в отдельности в 1917 г. «Выданных военнопленных 5010 человек. Больше всего в Кулачинской волости – 805, затем Богословская – 481 и затем Любинская – 409. В городе Омске и Омском уезде было – 8783 человека. Больше всего было на станции Николаевской – 1584 человека, Черлаковской волости 690 человек, в Черёмуховской – 539. В самом городе Омске оставалось – 132 человека».

Крестьяне, исходя из документов, не стремились быть призванными  армию и не хотели становиться солдатами, потому всяческими способами пытались её избежать. Одним из них поделился представитель комитета в своём донесении: «Омскому уездному воинскому начальнику сообщаю для сведения, что крестьяне хутора Тулубай, Омского уезда заявили комиссару по учёту хлебных припасов солдату 19-го полка Сердюкову, что в указанном селе, крестьянин Николай Константинович Петров путём впрыскивания какой-то жидкости способствует освобождению крестьян от воинской службы».

После проведения второго съезда Западно-Сибирского Совета крестьянских депутатов, на заседаниях Совета солдат-крестьян шло обсуждение проекта организации сельских, волостных и уездных комитетов, принятого Западно-Сибирским Советом крестьянских депутатов. В целях организации трудового крестьянства и обслуживания его ближайших нужд на местах должны были создаваться сельские комитеты. «Сельские комитеты избираются всеми проживающими в сельском обществе без различия пола, национальности, вероисповедания , достигшим 20–летнего возраста, на сельских сходах открытым или закрытым голосованием по усмотрению общества, причём на первом сходе должно присутствовать не менее 1/3 жителей, имеющих право голоса. Второй сход действителен при любом количестве собравшихся.

  1. На обязанностях комитета лежит:
  2. Заведование сельской милицией, где таковая будет учреждена;
  3. Сбор всякого рода податей, налогов и сборов;
  4. Забота о семьях призванных на войну и, особенно, о сиротах павших воинов;
  5. Поддержание порядка и спокойствия;
  6. Забота об осеменении и сборке полей слабосильных и семей призванных на войну;
  7. Проведение в жизнь самых обширных санитарных мероприятий;
  8. Борьба с пьянством и тайным винокурением; Сельские сходы собираются сельским комитетом по требованию 1/5 членов жителей поселка, имеющих право голоса;
  9. Сношения от имени сельского общества с крестьянскими и прочими учреждениями;
  10. Ведение всего продовольственного дела в сельском обществе;
  11. Принятие мер к предупреждению и пресечению преступлений;
  12. Учреждение опек;
  13. Третейское разбирательство;
  14. Забота об общественных зданиях имуществах;
  15. Принятие мер по охране полей, лесов и всякого рода угодий;
  16. Заведование мирским и общественным капиталом; Забота о дорогах, переправах и постах;
  17. Исполнение всякого рода постановлений и поручений правительственных, общественных и крестьянских учреждений;

Раздача пайков беженцам производится на тех же основаниях и семьям призванных. Заведование сельскими продовольственными капиталами лежит на сельских комитетах. Распоряжение ими производится по приговору сходов, результаты которого, предоставляются в волостной комитет. Постановления сходов могут быть обжалованы в 7-дневный срок и тогда должны поступить на повторное рассмотрение сельского схода, вторичное постановление считается окончательным. Распоряжение хлебными продовольственными запасами производится в том же порядке».

Таким образом, в проекте на сельские комитеты должны были быть возложены огромнейшие полномочия, которые собственно перекликаются с сегодняшними – возложенными на сельские поселения. Но, перейдя от пропаганды революционного пути решения земельного вопроса к попыткам конструктивного решения вопросов государственного значения, эсеры утратили контроль над развязанной стихией движения масс. В частности, когда встал вопрос о всероссийской манифестации 13 августа 1917 г., то Совет отказался её поддержать. «Резолюция исполнительного комитета Западно-Сибирского Совета крестьянских депутатов и Совета солдат-крестьян, всесторонне обсудив вопрос о манифестации 13 августа, устраиваемой Советом рабочих и солдатских депутатов и приняв во внимание, что в переживаемое время манифестация с лозунгами направленными против деятельности временного правительства недопустима.

Когда страна гибнет от финансовой и продовольственной разрухи , не время заниматься манифестациями и следует оказать полную поддержку Временному правительству для внесения мира и спокойствия в жизнь страны. Обилие черносотенного элемента в связи с переводом царского семейства в Тобольск может воспользоваться лозунгами и привести к столкновению. Исполком Западно-Сибирского совета крестьянских депутатов и солдат-крестьян признал своё участие в манифестации 13 августа нежелательным и призывает всех граждан и товарищей солдат сохранять мир, тишину и спокойствие».

По поводу Ленина и его пропаганды, на одном из заседаний запротоколировали: «Исполнительное бюро солдат-крестьян находит в данный момент деятельность Ленина крайне вредной для свободной России и присутствие его в Омске крайне нежелательно. Исполнительное бюро солдат-крестьян просит членов нашего союза немедленно организовать во всех полках митинги, на которых, по возможности, детально осветить деятельность Ленина. Пропаганда Ленина вносит развал в революционную среду и тем разъединяет силы демократии».

На растущей нетерпимости крестьянства тем временем завоевывала свой политический капитал партия Ленина, выдвигавшая простые рецепты немедленного и насильственного решения всех вопросов и демонстрировавшая готовность удовлетворить любые требования масс, оперативно облекая их соответствующие лозунги. Реакция эсеров была таковой: почти в каждом номере их газет объяснялась недопустимость самочинных захватов крестьянами земель помещиков и отрубников к тому же они могут вызвать в деревне анархию междоусобную борьбу крестьян, что социализация незыблема в программе эсеров, но сейчас захваты земель недопустимы. Они ведут к дезорганизации крестьян, разбивают их крестьянские революционные силы. Последняя надежда эсеров была на выборы в Учредительное собрание, которое должно было, наконец, установить демократическую форму правления в России и явиться панацеей от всех бед.

Обращении к солдатам-крестьянам Омского гарнизона говорилось: «Товарищи Солдаты-крестьяне! Если вам не чужды интересы трудового крестьянства. Если Вам желательно полностью выразить свою волю и отстоять свою волю в учредительном собрании и если в вас ещё не иссякло стремление к сплочённости и объединению, то возобновите организацию солдат-крестьян городе Омске. Многие из нас, товарищи, не знают о том, что из себя представляет Учредительное собрание и не знают, кого в него избирать».

Именно предстоящие выборы в Учредительное собрание активизировали деятельность общества, угасшую к лету 1917 г. Постановление из протокола № 12 заседания полковых советов Омского гарнизона и членов исполкома солдат-крестьян Омского военного округа 11 августа 1917 г. гласило: «Восстановить в полках и дружинах, полковые, ротные советы солдат-крестьян. Для чего представителям от полков немедленно собрать в своих полках по одному человеку от каждой роты, учебных команд и 2–х человек от нестроевых команд для организации полкового Совета. Еженедельно в пятницу созывать по одному представителю от полковых и дружинных советов для объединенного заседания в окружном комитете».

Работа началась достаточно активная. Проводилась она среди крестьянского населения, куда выезжали пропагандисты для разъяснения кого выбирать.

Учредительное собрание. Но как оказалось, всё, что делалось данным Советом, было достаточно слабым и маловлиятельным в сравнении с другой силой, которую представляло большевистское движение. Неудивительно, что деятельность Совета солдат-крестьян после революции практически тут же прекратилась и на смену пришли Советы рабочих , солдатских и крестьянских депутатов. Таким образом, с февраля по октябрь 1917 г. шёл очень быстрый процесс нарастания всевозможных конфликтов.

Одним из главнейших конфликтов в России – был крестьянский вопрос. После падения самодержавия крестьянство в начале присматривалось, но к лету 1917 г. активность возросла, но была в рамках закона, но осенью крестьянское движение фактически приняло антигосударственный характер. Крестьянство было втянуто в конфликт.

Деревню захлестнула анархия. Большевики перехватили у эсеров власть над крестьянством земельным декретом. Потом отдали землю крестьянам, отобрав у помещиков, тем самым отвлекли крестьянство от основных событий, происходящих в центре, и тем самым вывели их с арены политической деятельности. Большевики провозгласили лозунг: «Вся власть Советам», и крестьянство России, составляющее 80% населения, предоставило политическую арену в полное распоряжение большевикам, хотя и не совсем поддерживало их взгляды и даже относилось к ним, этим взглядам, как показывают документы с опаской. История показала, что опасалось крестьянство не напрасно, оно в связке рабочих, солдатских и крестьянских депутатов всегда было третьим и самым гонимым.